Обучение инновационному предпринимательству: международный опыт и его локализация в России 30 октября 2009 А.В.Николаев
2 Подход Intel и ведущих мировых вузов к образовательным программам по инновациям и предпринимательству (содержание, методология). Примеры программ Intel и партнеров по реализации образовательных курсов России. Выводы и уроки. План выступления
3 Открытие первого офиса в России: Маркетинговый центр Intel начинает проект по разработке ПО в Сарове и Москве Intel начинает академические программы в России Intel открывает центр разработок в Нижнем Новгороде Intel открывает центр разработок в Сарове Intel открывает центры разработок в Москве, Новосибирске и Санкт- Петербурге 2009 История Intel в России
4 Программа Intel по сотрудничеству с вузами Сотрудничество с более чем 150 университетами в 34 странах Инновации в наукоемкой индустрии и технологическое предпринимательство Научные исследования Учебные курсы по фундаментальным направлениям науки и техники Некоторые проекты в России: Студенческие (Летние) Школы Технологические («Зимние») Школы Лаборатории, созданные при поддержке Intel Intel Studio HPC & Multicore Curricula Development …
5 Инновации и предпринимательство решают актуальные проблемы людей и общества; запускают новые бизнесы и создает новые рабочие места; обеспечивают благосостояние общества; формируют «предпринимательский» тип общества; предпринимательская революция.
6 Ключевые вопросы Что такое инновации и предпринимательство? Кто такой предприниматель? Ограничены ли предпринимательство и инновации только старт-ап компаниями и малым бизнесом? Можно ли научиться инновациям и предпринимательству?
7 Да! Инновации и предпринимательство: управленческий процесс; набор предметных знаний и «поведенческих моделей» для реализации этого процесса. Можно ли научиться инновациям и предпринимательству?
8 Intel University: учимся инновациям ТРИЗ
9 Образовательные программы и активности Haas School of Business Среда для поддержки и генерации инноваций и предпринимательства в университете. Основные методические принципы: – популяризация предпринимательства и помощь студентам-предпринимателям в «самоидентификации»; – от теории к практике; – «предпринимательство – командный вид спорта» – прямое предметное образование + развитие личностных компетентностей.
Lester Center: What We Do HaasCommunity Practice Exec Ed Lester Fellows MOT Ent. Cert. Program Berkeley- Columbia EWMBA External Comm. Theory Intel Entrepreneurs Education BSG Student Clubs VCIC Round- tables Student Awards Best Practices Series Global Social Venture Competition Intel + UCB Tech. Entrep. Challenge Berkeley Entrep. Lab Law Pub Hlth Engg Program Development: Anchors and Clusters Engg Econ Socy MBA Student Education Berkeley Entrepreneurs Forum Research Program Student Entrepreneurs Association Berkeley Business Plan Competition Lifetime Achievement Award Alumni SIGs Mayfield Fellows Publications NVF UC Bio Fellows PEL Curriculum & Academics Student Activities Awards & Recognition Business Competitions Public Outreach Internships & Fellowships LEGEND
11 семинары/стажировки с университетом Беркли; тренинги преподавателей Intel University; поддержка конкурсов бизнес планов БИТ и IBTEC; сотрудничество с CRDF: Школы-тренинги по инновационному предпринимательству; проекты с вузами России: – МГУ: innovationStudio; – МФТИ: hi-tech innovation; – МИФИ: Школа-тренинг по инновациям; – ННГУ: летняя школа «Бизнес и технологии»; – СПбГУ: i_novation{SPb}; – ИТМО: УМК по предпринимательству; – ГУ ВШЭ: студенческий бизнес-инкубатор. «Технологическое предпринимательство – от теории к практике»
12
13 Особенности программы Слушатели: команды-победительницы конкурсов бизнес- планов БИТ, КРИ, Селигер (всего около 25 человек) Ведущие: 80% – профессионалы из бизнеса; 20% - преподаватели вузов, консультирующие бизнес Содержание: предметная сфера + развитие личностных поведенческих моделей и навыков Методология: семинары + тренинги + консультации + самостоятельная работа по рабочим тетрадям и шаблонам Финал Школы: конкурс проектов, представляемых командами «… это наилучший на сегодняшний день курс по технологическому предпринимательству в России...» С.Подузов, слушатель школы, консультант Технопарка Санкт-Петербурга и бизнес-инкубатора «Ингрия». «… это наилучший на сегодняшний день курс по технологическому предпринимательству в России...» С.Подузов, слушатель школы, консультант Технопарка Санкт-Петербурга и бизнес-инкубатора «Ингрия».
14 Проведение учебных программ в России – основные выводы и уроки Методика работает (междисциплинарность + практика), очень большой интерес со стороны студентов, высокая мотивация. Особо приветствуется практическая направленность, связь с проектами. Требуется отбор слушателей (мотивирования, подготовка). Проекты слушателей: -содержат «решение» без идентификации проблемы, очень локальны; -часто слабо связаны с научно-технической работой студентов (наиболее популярные темы – соц. сети, мобильные сервисы и т.д….); -есть бизнес-план, но нет бизнес-модели, подтверждения логики бизнеса. Формируется и уже работает пласт преподавателей – носителей методик обучения инновационному предпринимательству. Формат «от теории – к практике» + «командный вид спорта» не интегрируется автоматически в регулярные курсы вузов. Для дальнейшего развития проектов необходимо «менторство» и сеть постоянных внешних контактов проекта.
15 Результаты программы Intel ЭтапСтатус 1.Разработка и апробация учебных материалов и методик. Реализовано в МГУ, СПбГУ, ИТМО, МИФИ, МФТИ, ННГУ, НГУ. 2.Подготовка учебных и методических пособий. Разрабатывается МГУ, ИТМО (готовность к концу 2009). 3.Программы дополнительной профессиональной подготовки преподавателей и распространение учебных программ. В планах 2010.
16 Основные выводы Предпринимательство – это процесс и набор знаний, навыков, умений для его реализации. Образовательные методики (междисциплинарность, практикоориентированность, «экосистема») «работают» и очень востребованы. Открытые вопросы: кто и как должен проводить эти программы (вуз, «институт развития», платные бизнес-школы…); создание «экосистемы», объединяющей интенсивные школы, регулярные курса вуза, инкубаторы, сеть внешних контактов и т.д.
17