ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж» Технология разработки учебного плана по программам среднего профессионального образования на примере специальности «Технология машиностроения» Семинар – совещание по реализации ФГОС нового поколения в учреждениях НПО и СПО Кулькова Галина Николаевна заместитель директор по УПР
Изучаем Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 г. N 582 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности « Технология машиностроения»
Изучаем Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от )
Сравниваем и выявляем ГОС II поколения
Изучаем
Базисный учебный план
Общие требования к основным профессиональным образовательным программам Основная профессиональная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 5 ст. 14 ФЗ «Об образовании»).
Общие требования к основным профессиональным образовательным программам В соответствии с ФЗ «Об образовании» ОПОП состоит из: учебного плана, календарного учебного графика образовательного учреждения, рабочих программ учебных дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы преддипломной практики
Учебный план основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/ среднего профессионального образования (далее – учебный план) регламентирует порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии начального/ специальности среднего профессионального образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» учебный план является частью основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП), включающей также рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (п. 6 ст. 9 ФЗ «Об образовании).
Учебный план Учебный план определяет качественные и количественные характеристики основной профессиональной образовательной программы по профессии начального / специальности среднего профессионального образования: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
Учебный план последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.
При формировании учебного плана следует учитывать следующие нормы нагрузки: максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю;
Очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов в неделю; максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов в год.
Реализация среднего (полного) общего образования При получении обучающимися среднего (полного) общего образования в состав учебного плана должен входить общеобразовательный цикл. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2 ст. 20 ФЗ «Об образовании») (Приложение 3. Письмо МО и Н РФ).
При формировании учебного плана образовательного учреждения следует распределять весь объем времени, отведенного на реализацию ОПОП, включая инвариантную и вариативную части.
Структура учебного плана Учебный план состоит из титульной части, пояснительной записки, таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)», таблицы «План учебного процесса» и перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по профессии НПО / специальности СПО.
Требования к оформлению учебного плана В титульной части учебного плана указываются: сведения об утверждении учебного плана; наименование образовательного учреждения; код и наименование профессии / специальности; вид программ (базовой подготовки, углубленной подготовки) - только для СПО; квалификация; форма обучения; нормативный срок обучения; образовательная база приема.
Титульный лист
Таблица «Сводные данные по бюджету времени» Таблица «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)» содержит сведения о количестве недель, отведенных на обучение по дисциплинам, междисциплинарным курсам (далее – МДК), профессиональным модулям, на учебную и производственную практику, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию, а также о суммарном количестве недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы учебного времени в неделях должны совпадать с параметрами, приведенными в ФГОС НПО/СПО.
Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
План учебного процесса
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Математический и общий естественнонаучный цикл
Общепрофессиональные дисциплины
Профессиональные модули
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др.
Пояснительная записка Настоящий учебный план образовательного учреждения среднего профессионального образования ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж» (далее - Колледж) разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 582 от 12 ноября 2009 г., зарегистрирован Министерством юстиции (рег. N декабря 2009 г.), Технология машиностроения Срок реализации ФГОС среднего (полного) общего образования пределах основных профессиональных образовательных программ СПО составляет 52 недель. С учетом этого срок обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается на 147 недель, в том числе: 82 недель – теоретическое обучение, 6 недели - промежуточная аттестация, 24 недели – каникулы, государственная (итоговая) аттестация – 6 недель. Колледж работает по 6-дневной рабочей неделе, занятия группируются парами, продолжительность пары составляет 1 час 30 минут. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 54 часа и включает: 36 часов аудиторной нагрузки и 18 часов внеаудиторной нагрузки (консультации, факультативы, самостоятельная работа). Виды самостоятельной работы студентов – выполнение домашнего задания, конспектирование, самостоятельное изучение отдельных тем и разделов по дисциплине. Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО формируется в соответствии с Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (технический профиль) в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного цикла проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов, дифференцированных зачетов и экзаменов: зачеты и дифференцированные зачёты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС СПО.
Экзамены проводят по русскому языку, татарскому языку, математике и физике. По русскому языку, татарскому языку и математике – в письменной форме, по физике – в устной. Учебным планом предусмотрен комплексный экзамен во 2 семестре по предметам русский язык и литература. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Проведение зачетов, контрольных работ осуществляется за счет часов, отводимых на дисциплину. Планом предусматриваются консультации для обучающихся в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, и не учитываются при расчете объемов учебного времени. Формы проведения консультаций – групповые, индивидуальные, письменные, устные. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся не превышает 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре). На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится 1 неделя (36 часов) в семестр. При концентрированном изучении дисциплин и профессиональных модулей промежуточная аттестация проводится непосредственно после завершения их освоения. При рассредоточенном изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей возможна группировка 2 экзаменов в рамках одной календарной недели, при этом между ними предусматривается интервал не менее 2 дней. Это время может быть использовано на самостоятельную подготовку к экзаменам или на проведение консультаций.
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы. Вариативная часть циклов ОПОП в объёме 900 часов распределена следующим образом: 816 часов – на изучение общепрофессиональных дисциплин, 84 часа - на профессиональные модули. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и 4 профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. Допускается концентрированное изучение дисциплин с аттестацией обучающихся по окончании изучения этих дисциплин. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика в объёме 504 часа (14 недель) и производственная практика в объёме 396 часов (11 недель), всего 900 часов (25 недель). Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. По завершению изучения профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих присваивается квалификация «Станочник широкого профиля» 2(3) разряда. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. По окончанию обучения выпускники получают диплом государственного образца среднего профессионального образования дневного отделения СПО с получением среднего (полного) общего образования с присвоением уровня квалификации: "Техник".