Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Учебный центр подготовки руководителей ноября 2010 г., г. Санкт - Петербург
Ближайшие задачи вузов : Статья 17 Федерального закона от г ФЗ ( о ФГОС ) в редакции Статьи 6 Федерального закона от г ФЗ : Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года. Приказ Рособразования от 10 февраля 2010 г. 109: 5.2. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
ФГОС: схема реализации ФГОС по направлению подготовки ВПО ( определяет 50% содержания подготовки бакалавра, 30% магистра ) ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки создана базовым вузом - разработчиком ФГОС, имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки разрабатывается вузом / факультетом представляет собой комплект документов
Определение ООП: Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании »
Структура ООП: обязательные разделы Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса : 1. Учебный план 2. Годовой календарный учебный график 3. Рабочие программы учебных курсов 4. Программы учебной и производственной практик в компетентностном формате
Структура ООП: дополнительные разделы 1. Цель ( миссия ) ООП. 2. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. ( дополняются и детализируются компетенции, имеющиеся во ФГОС ) 3. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Материально - техническое обеспечение Учебно - методическое и информационное обеспечение. 4. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников. 5. Нормативно - методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Требования к итоговой государственной аттестации Процедуры и механизмы контроля качества реализации ООП.
Лицензирование ( продление лицензий ). Пункт 4. статьи 1. Федерального закона от ФЗ : При утверждении новых … направлений подготовки ( специальностей ) Минобрнауки России устанавливает их соответствие … направлениям подготовки ( специальностям ), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки ( специальностям ), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия. Приказ Минобрнауки России от « Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций ( степеней ) и, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки ( специальностям ) высшего профессионально образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК , принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276- ст »
Проблемы при разработке ООП : 2. Выбор профиля ( профилей ) подготовки. Согласно ФГОС : п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре. п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Что такое профиль подготовки? ПРОФИЛИ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БЫВШИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО ( ПО ОКСО ) Например : Биология Физиология Антропология Генетика Зоология Биофизика Ботаника Биохимия Микробиология Экология в рамках нового направления « Биология » БЫВШИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО ( ПО ОКСО ) Например : Отечественная филология Зарубежная филология в рамках направления « Филология »
Проблемы при разработке ООП : 1. Не всегда разработчика ФГОС легко найти ( в утвержденных текстах ФГОС эти данные сняты ). 2. Не все ПООП опубликованы. 3. Разная степень подробности опубликованных ПООП : не везде указаны профили ( но при этом не постулируется и монопрофильность ). 4. Различные принципы выделения профилей, особенно новых, появившихся при разработке ФГОС. 5. Некорректные названия профилей.
Проблемы при разработке ООП : Сколько профилей из предложенных в ПООП вуз может открыть в рамках одного направления подготовки ? Ограничений по количеству нет, но необходимо учитывать : 1. Наличие в вузе кадров, материально - технических и информационно - методических ресурсов, определяемых ФГОС и ПООП. 2. Количество бюджетных мест на данном направлении подготовки.
Проблемы при разработке ООП : 3. Несогласованность параметров разных ФГОС. Разные объемы ИГА ( от 2 до 12 зачетных единиц и больше ) Некорректные объемы практик и ИГА ( не соотносятся з. е. и недели обучения ). Ошибки и неточности, допущенные в утвержденных ФГОС и особенно в Примерных основных образовательных программах. 4. Непонимание разработчиками ООП термина « основная образовательная программа »: а ) путают ООП с программой учебной дисциплины ; б ) сводят разработку ООП к разработке нового учебного плана. 5. Нет даже попыток создания : компетентностной модели выпускника, корректной формулировки целей ООП, разумного дополнения компетенций ФГОС.
Проблемы при разработке ООП : 6. Составление графика учебного процесса : Корректный подсчет учебных недель, от которого зависит соотношение зачетных единиц и академических часов. 4 года обучения = 52 х 4 = 208 недель Каникулы ( по ФГОС ): 7-10 недель х 4 = недель 208 недель – недель = учебных недель недель х 54 часа = часов общей нагрузки часов : 240 з. е. всей ООП = 37,8-40,5 часов в 1 з. е. Если 1 зачетная единица = 36 академических часов : 36 х 240 = 8640 часов : 54 = 160 учебных недель ( сокр. на 8-20 нед.) 8640 : = 51,4-48 часов общей недельной нагрузки
6. Составление учебного плана : Правильный учет в зачетных единицах не только учебных курсов, но и практик и ИГА. 1 неделя практики и ИГА = 54 часа = 1,5 зачетных единиц Распределение по годам и семестрам предметов, з. е., аудиторных часов, количества экзаменов и зачетов. Общая трудоемкость одного учебного года 60 з. е.; Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю ; Количество аудиторной недельной нагрузки не более 27 ак. часов ( цифра варьируется в разных ФГОС ); Суммарное количество в учебном году : зачетов – не более 12, экзаменов не более 10 ( из Типового положения о вузе ); Общая трудоемкость дисциплины не может быть меньше 2 з. е. ( за исключением дисциплин по выбору ); По дисциплинам более 3 з. е. должна выставляться оценка ; Трудоемкость экзамена в сессию - из расчета 9 ак. часов в день.
Проблемы при разработке ООП : 6. Содержательное наполнение учебного плана : Отсутствие логичных образовательных траекторий ( профильных и индивидуальных ). Эклектичность набора курсов по выбору. Излишняя дробность дисциплин (1-2 з. е.). Преобладание аудиторных часов в ущерб СРС. Невнимание к изменению образовательных технологий с способов оценки достижений студента.
Кроме того : Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам должно быть дисциплины по выбору студента (ФГОС). В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (трениниги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров (цифры варьируются в разны ФГОС). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов.
Кроме того : Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно- ориентированный характер.
В помощь разработчикам ООП : Инструктивное письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от « О разработке вузами основных образовательных программ » В Приложении - Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
Разработка программ учебных дисциплин. В рабочих программах дисциплин ( модулей ) должны быть отражены : цели освоения дисциплин ( модулей ); место дисциплины ( модуля ) в ООП : указывается часть ООП и образовательный блок ( при его наличии ), к которому относится данная дисциплина ( модуль ); дается описание логической и содержательно - методической взаимосвязи с другими частями ООП ( блоками, модулями, дисциплинами, практиками ); указываются требования к « входным » компетенциям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин ( модулей ); указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины ( модуля ) необходимо как предшествующей ; общая трудоемкость дисциплин ( модулей ) ( в зачетных единицах и в академических часах ); структура и содержание дисциплины ( модуля ): приводятся все разделы ( дидактические единицы ) дисциплины ( модуля ) с указанием семестра и недели их освоения ; для каждого раздела указываются виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, трудоемкость ( в академических часах ), формы текущего контроля успеваемости ( по неделям ), формы промежуточной аттестации ; образовательные технологии ( в том числе процент занятий в интерактивных формах ); учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ; оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации ; информационное и материально - техническое обеспечение дисциплины ( модуля ).
Прочие проблемы : Разработка вузовской нормативной документации : о расчете нагрузки преподавателей, об ИГА, о СРС, о социальной среде вуза. Перераспределение нагрузки преподавателей из - за увеличения СРС и уменьшения лекционных часов. Методики интерактивных форм обучения. Отсутствие финансирования перехода на ФГОС. Психологический настрой преподавателей : реформа до сих пор не вышла за пределы административно - методических вузовских структур.
Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Учебный центр подготовки руководителей ноября 2010 г., г. Санкт - Петербург