Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Модульное построение инновационной программы позволяет гибко реагировать на запросы социума не только путем открытия новых магистерских или бакалаврских программ, но и за счет проектирования новых содержательных модулей, позволяет системе высшего профессионального образования гибко реагировать на запросы обучающихся и рынка труда
«ВСТРАИВАЕМЫЙ МОДУЛЬ» механизм реагирования системы на внешние изменения Основная черта модульной программы прогностический характер целей ОП, который определяется ее ориентацией на подготовку работников, которые сегодня еще возможно не затребованы рынком труда в сфере образования
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЕЙ в существующих магистерских программах в новых магистерских программах в программах повышения квалификации и переподготовки основа дополнительных образовательных программ для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров программа дополнительных квалификаций для специалистов, магистрантов и аспирантов
Апробация модулей Всего в апробации было задействовано 39 модулей, встроенных в 50 образовательных программ подготовки магистров (по 13 направлениям), в апробации приняло участие 24 факультета (института) университета.
ЦЕЛЬ МОДУЛЯ ЦЕЛЬ КУРСА РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Образовательный модуль, как единица апробации, включал целостный учебно-методический комплекс, объединяющий все курсы данного модуля.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Учебно-методические материалы Открытая образовательная среда Акцент на самостоятельной работе студента Иная структура нагрузки преподавателя
Проблемы точки роста осуществление междисциплинарной интеграции организация самостоятельной работы внедрение информационных технологий поиск форм аттестации студентов доработка УМК увеличение/изменение нагрузки преподавателей
Междисциплинарная интеграция Усиление междисциплинарной интеграции между курсами модуля, создание интегрированных заданий, определение единого подхода к оценке сформированности компетентностей. Достижение междисциплинарной интеграции между учебными курсами, входящими в УМК (содержательной, методической, организационной). Укрупнение заданий, большая согласованность требований к выполнению заданий по разным дисциплинам.
Самостоятельная работа Оптимизация заданий для самостоятельной работы (сокращение объема заданий, совершенствование форм и др.) Разработка и издание пособий (рабочих тетрадей) для самостоятельной работы студентов. Предоставление магистрантам возможности выбора необходимого и достаточного количества заданий для самостоятельной работы (в связи с большим количеством заданий по каждой теме учебных дисциплин, входящих в модуль). Углубление описания источников информации и методов работы с ней.
Внедрение информационных технологий Добавление мультимедийных материалов к курсам. Разработка заданий в идеологии дистанционной формы обучения. Выделение большего количества времени на темы, связанные с дистанционным консультированием (из-за недостаточности знаний студентов в области компьютерных технологий).
Аттестация студентов Согласование форм контроля, предусмотренных учебным планом (зачеты и экзамены по каждому из курсов), с идеологией междисциплинарного экзамена, разработанного в модуле. Разработка единых требований и критериев аттестации по всем учебным курсам модуля.
Увеличение нагрузки преподавателей Выделение в учебной нагрузке преподавателя часов на индивидуальное консультирование студентов, сопровождение самостоятельной работы и часов на проверку заданий для самостоятельной работы. Организация сетевого взаимодействия обучающихся и преподавателей.
Доработка УМК Совершенствование технологических карт курсов. Развитие раздела содержания и организации самостоятельной работы обучающихся. Доработка разделов «Методические рекомендации для студентов» Изменения направленности и объема рекомендаций для преподавателей по курсам модуля. Возможность включения актуальных современных проблем при условии увеличения объема учебных часов.
Новые позиции в подготовке магистров: вариативность, междисциплинарность и технологичность, ориентация на самостоятельность студентов и расширение их профессиональных связей с реальными и потенциальными работодателями, академическая и коммуникативная мобильность, возможность индивидуализации процесса обучения
Расширение социального партнерства Внедрение и апробация данных образовательных модулей, привело к увеличению баз для проведения практики. Так, в 2007 году было заключено более 110 договоров с организациями и учреждениями города. Кроме того изменился спектр базовых учреждений и организаций.
Спасибо за внимание!