«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации программ СПО Янченкова Елена Владимировна
ФГОС о самостоятельной работе обучающихся При формировании ОПОП образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
ФГОС о самостоятельной работе обучающихся (продолжение) Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Виды самостоятельной работы аудиторная - выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя (мастера производственного обучения) и по его заданию. внеаудиторная - выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. (распределение объёма времени в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием)
Планирование самостоятельной работы Определение объёма (в учебном плане, в рабочей программе дисциплины (модуля)) Образовательное учреждение должно самостоятельно планировать объём самостоятельной внеаудиторной работы на учебные дисциплины, профессиональные модули, но не более 50% от обязательной учебной нагрузки обучающихся.
Планирование самостоятельной работы При разработке рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля), преподавателем устанавливается: содержание и объём теоретической учебной информации; виды заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу; формы и методы контроля результатов.
Выделение часов самостоятельной работы на курсовой проект 3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО) 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Задачи самостоятельной работы Задачи преподавателя систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; Ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля углубления и расширения теоретических знанийОказание консультативной помощи развития познавательных способностей и активности обучающихся, способности к саморазвитию, к самостоятельному мышлению и т.д. Контроль за качеством выполнения
Виды заданий для самостоятельной работы задания для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; выполнение чертежей, схем, расчетно- графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение экспериментально-конструкторской и опытно-экспериментальной работ; подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов);
Виды заданий для самостоятельной работы задания для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; изучение нормативных документов; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Виды заданий для самостоятельной работы задания для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио- и видеозаписями) в т.ч. по составлению таблиц для систематизации учебного материала; составлению плана и тезисов ответа; ответов на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др. ); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов.
Учебно-методическое обеспечение Средства обучения Средства контроля Выбор зависит от вида заданий Выбор зависит от форм и методов контроля
Учебно-методическое обеспечение Учебно-методические средства - методические рекомендации (указания): -по курсу дисциплины (профессионального модуля), -по отдельным темам -к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя: инструкции по работе с методические рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий; рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями; задания для самостоятельной работы; критерии самооценки выполненной работы; список основной и дополнительной литературы.
Дидактические средства источники самостоятельного приобретения знаний - первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п. Учебно-методическое обеспечение
Технические средства, при их помощи предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).
Учебно-методическое обеспечение Средства контроля -тесты на бумажных и электронных носителях; -продукт творческой самостоятельной деятельности обучающегося -Портфолио обучающегося. формы и методы контроля : тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др.
Оформление самостоятельной работы в рабочей учебно-программной документации Примерная тематика домашний заданий Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Самостоятельная работа обучающихся ДисциплинаПрофессиональный модуль После темы – виды, тематика, часы После темы – виды + тематика После раздела- виды + часы
Спасибо за внимание! Предложения направлять по адресу