Модульное обучение Учитель географии Сичка Диана Славиковна МОУ «СОШ 95 с УИОП» г. Омск
Модульное обучение Цель разработки модулей -расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты. Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и др. видов деятельности. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы УЭ.
Особенности структурирования в модульном обучении 1 модульное занятие отличается от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой цикл познания, совпадающий с циклом учебной деятельности- проектирования, объяснения, описание, обработка материалов. 2 Начинается модульное занятие с целеполагания, чему уч-ся научаться за урок. 3 Мотивация на усвоения содержания и учебную деятельность. 4 Информационный блок – рассказ учителя, лекция с составлением опорного конспекта, сообщения уч-ся. 5 Обработка материала -работа с текстом учебника, рисунками, графиками, статистическими материалами, практические работы, опыты, решение учебных задач. 6 Мягкие формы контроля- Само-, взаимоконтроль, экспертный контроль, коррекция знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности (проверочные работы, зачеты, устный опрос, итоговый тест).
Принцип обратной связи при модульном обучении. Правило 1:перед каждым модулем проводиться входной контроль знаний и умений уч-ся. Правило 2:обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ. Правило 3:по окончании работы с модулем проводить итоговый контроль.
Алгоритм модульного занятия для учителя. 1.Выбрать тему. 2.Определить место модульного урока в теме. 3.Формулировка темы урока. 4.Определение и формулировка цели урока и конечных результатов урока. 5.Подбор необходимого фактического материала. 6.Отбор методов, форм преподавания и контроля. 7Определение способов учебной деятельности учащихся. 8.Разбивка содержания на отдельные УЭ и определение цели каждого из них. 10.разработанный модуль должен быть у каждого ученика.
Алгоритм работы по модульной технологии для учащихся. 1.Изучить информационный лист. 2.Выберите УЭ, с которым вы будите работать. 3.Ознакомьтесь с методическими указаниями для работы с УЭ. 4.Выполняйте задания в рабочей тетради, делая соответствующие записи. 5.После выполнения задания по данному УЭ повторите проработанный материал (взаимоконтроль, самооценка (индивидуально, в паре)). 6Далее выходите на собеседование к учителю (контроль, коррекция).
Эффективность модульного обучения 1 учащийся самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной программой, включающий в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. 2 формирует познавательную активность уч-ся. 3 Создает условия для реализации творческих способностей уч-ся. 4 Функции педагога- информационно- контролирующая, консультативно- координирующая.
Технологическая карта по теме: Африка, географическое положение, исследование материка. УЭ-0 2мин. Знать и уметь:1.Показывать элементы береговой линии Африки.2.Определять ГП материка, координаты крайних точек.3.Прогнозировать (оценивать) влияние ГП на особенности природы материка.4.Называть имена путешественников- исследователей Африки и их основные открытия. УЭ-1. 8 мин. Научиться составлять характеристику географического положения материка. Вопросы и задания. Выполните практическую работу «Определение ГП Африки» (см. Атлас – физическая карта мира, физическая карта Африки, климатических поясов, учебник- с.126) по плану: 1.Положение относительно: -Экватора; -тропиков; -нулевого меридиана. 2.Крайние точки материка и их координаты. 3.В каких климатических поясах располагается? 4.Какими океанами омывается?5. Как расположен относительно других материков?
Учебный элемент- 2, 3 УЭ-2. 5мин. Уметь работать с физической и контурной картами. Вопросы и задания На контурной карте Африки (с.4) карандашом обозначьте: - крайние точки материка и их координаты; - Океаны, омывающие материк; - моря: Средиземное и Красное; - проливы: Гибралтарский и Мозамбикский; - Гвинейский залив; - Суэцкий канал; - о.Мадагаскар; - п-ов Сомали. УЭ-3. 8 мин. Уметь составлять характеристику истории исследования материка в хронологическом порядке; выделять главное в лекционном сообщении. Вопросы и задания. Внимательно прослушайте сообщения ребят об исследовании Африки. Сведения занесите в таблицу. Дата Исследователь Событие
Учебный элемент- 4 УЭ-4. 5мин. Цель: уметь самостоятельно применять полученные знания по изученной теме. Вопросы и задания 1.Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей?2.Выполните тест в тетради. А)В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? 1) к западу 2) к юго-западу 3) к северу. Б)Какой пролив отделяет Африку от Европы? 1) Мозамбикский; 2)Гибралтарский; 3)Берингов. В)Крайняя южная точка Африки? 1) м. Игольный 2)м Альмади.3)м.Хафун. Г)Самый крупный остров у берегов Африки? 1)Гренландия,2)Новая Гвинея, 3)Мадагаскар. Д)Самый большой полуостров Африки?1)Аравийский,2)Сомали3)Индостан Е)Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? 1)Суэцкий, 2)Панамский, 3)Каракумский. Ж)Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки? 1)Атлантический, 2)Индийский, 3)Тихий. З)Какой исследователь завершил открытие берегов материка при плавании вокруг Африки? 1)Ливингстон, 2)Васко да Гама, 3) Вавилов. И)Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховье р.Конго, водопад Виктория? 1)Ливингстон, 2)Васко да Гама, 3)Вавилов К)Как называется крупный залив у берегов Африки? 1)Мексиканский 2)Персидский 3)Гвинейский.
Учебный элемент-5, 6 УЭ-5. 2мин. Проверьте правильность ответов по контрольной карте. Оцените вашу работу. Критерии оценок: правильных ответов- 5 баллов – успешно справились правильных ответов- 4 балла – неплохо усвоили материал правильных ответов-3 балла – вы были не слишком внимательны. 4.менее 4 правильных ответов –вы плохо усвоили тему. УЭ-6. 2мин. Выберите домашнее задание: 9-10 ответов –Составить кругосветное путешествие вокруг Африки 6-8 ответов- повторить записи в тетрадях, выполнить зад.1,2,3 с Менее 6 ответов- повторить тему по учебнику с