Развитие пространственного мышления при изучении работы с графическими объектами на уроках информатики Учитель информатики ГОУ средней школы 1151 Остроухова С.В.
В современной педагогической литературе выделяют три типа оперирования пространственными образами: 1. первый тип оперирования связан с решением задачи на движение фигуры (расположение образа фигуры мысленно изменяется в соответствии с условиями задачи); 2. второй тип оперирования возникает при решении задач по преобразованию структуры фигуры (исходный образ трансформируется путем мысленной перегруппировки его составных элементов); 3. при третьем типе исходный образ является лишь первичной основой для создания нового образа (требуется цепь мыслительных операций, направленных на манипулирование образом, создание его новой композиции).
Рассмотрим показатели развития пространственного мышления, приводя соответствующие примеры действий в информатике: Умение создавать исходный геометрический образ, т.е. в графической модели передавать форму, размеры и взаимное расположение отдельных элементов объекта.
Олимпийские кольца
Прямоугольники
Умение мысленно производить различные преобразования над исходным геометрическим образом Используются следующие геометрические преобразования: - перенос, - сжатие, - растяжение, - поворот, - симметрия, - гомотетия.
Мозаика «Остров»
« Портрет »
Умение мысленно изменять структуру геометрического образа Вначале мысленное, а затем реальное удаление или добавление на экране компьютера некоторых элементов построенной фигуры.
Геометрические паркеты Паркет (или мозаика) - бесконечное семейство многоугольников, покрывающее плоскость без просветов и двойных покрытий. Можно получить паркеты, составленные из правильных треугольников, квадратов или правильных шестиугольников. Некоторые варианты паркета показаны на следующих иллюстрациях:
Разрежьте квадраты разными способами на 4 равные части.
Построение сечения куба плоскостью