«Обеспечение современной модели учебно-воспитательного процесса в единстве всех его участников» в системе методического совершенствования и профессионального роста
Говоря о современной модели, мы вдумываемся в термин «современность». Учителя, как участники УВП, задают тон и стиль, соответствующий современности. Вместе с тем, и родители и работодатели всегда предпочитают опытных учителей. Работодатели подают объявления «требуется опытный работник…» Противоречат ли понятия современность и опыт?
Современность воспринимается нами более однозначно: это наше настоящее время и мы в нём живём. Углубимся в понятие ОПЫТ В нашей профессии мы опираемся и на жизненный опыт, т.к. проецируем его на учеников в учебно-воспитательном процессе. Педагогический опыт, в силу специфики учительской профессии, формируется из недр жизненного опыта учителя. В противном случае, педагогическая практика перестаёт быть искусством общения учителя с учеником, становится только деловым, «закрытым», формальным общением.
Есть в учительской профессии понятие «передовой педагогический опыт» (ППО) Это педагогическая практика, которая даёт высокий педагогический результат. Это практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Часто случается так, что учитель берёт за основу «чужой» ППО, но не всегда получает предполагаемый результат. К данной практике следует подходить разумно. Каждому случаю применения ППО необходим обоснованный подход и корректировка.
КАЧЕСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ППО позволяет выявить размеры новизны, получить максимально высокие возможные результаты УВП ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД к ППО позволяет формировать профессиональное мастерство учителя в современных условиях, выявлять актуальные потребности обучения и воспитания. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к ППО- это система действий, которая приводит к высокой результативности на основе добросовестного отношения в сочетании с новаторством.
Итак, как бы мы ни углублялись в теорию вопроса, «ППО и современность», для продуктивного положительного результата необходимо интеллектуальное, профессиональное, творческое развитие учителя, проектированное на современную парадигму образования, которая всё настойчивее требует отказа от привычных стереотипов, клише.
Педагогический опыт воспринимается как реальная противоречивая личная жизнь учителя на определённом этапе его развития, проявляющаяся в нормах, принципах, идеях, традициях и чувствах. Именно эти слагаемые представляют субъективную ценность и объективную значимость. Опыт учителя обуславливается его профессиональной и мировоззренческой позицией.
Интерактивная ИГРА «Виртуальные диалоги с великими людьми об опыте жизни и жизненном опыте»
Эта игра предполагает подготовку к творческому восприятию и осмыслению предложенных материалов Активизирует наше творческое мышление, помогает осмыслить стереотипы восприятия некоторых понятий и явлений современности и ППО
Вопросы для игроков: - Как Вы понимаете эти высказывания? Согласны ли Вы с мыслями, заложенными в них? Если нет, то почему? - Какие новые грани в понимании жизненного опыта и опыта жизни Вы обнаружили в этих высказываниях? - На какие новые подходы к работе с передовым педагогическим опытом натолкнули Вас эти высказывания? На что открыли глаза? - Какие проблемы в профессиональной работе педагога, формирующего свой, использующего чужой инновационный опыт, можно сформулировать в ходе этой игры?
1.Внимательно изучите содержание карточек; затем по ходу часовой стрелки, по порядку, по команде ведущего громко, четко, ясно, выразительно, вслух читайте афоризм и отвечайте на вопросы. Ответы должны быть предельно краткими, ясными, исчерпывающими. 2. Ведущий и другие игроки могут дополнять ответы коллег, соблюдая культуру коллективного общения.
Раздаются карточки
- Как Вы понимаете эти высказывания? - Согласны ли Вы с мыслями, заложенными в них? Если нет, то почему? - Какие новые грани в понимании жизненного опыта и опыта жизни Вы обнаружили в этих высказываниях? - На какие новые подходы к работе с передовым педагогическим опытом натолкнули Вас эти высказывания? - На что открыли глаза? - Какие проблемы в профессиональной работе педагога, формирующего свой, использующего чужой инновационный опыт, можно сформулировать в ходе этой игры?
Рефлексия по итогам игры. Мы зачастую находимся в плену общепринятых штампов, негативные профессиональные стереотипы во многом мешают формированию положительного, продуктивного профессионального опыта; нередко учитель боится опираться на свой жизненный опыт, использовать его в педагогической практике; учителя слепо, не всегда глубоко и личностно осмысленно, следуют только педагогической теории, учебнику педагогики, чужим и чуждым своей «Я-Концепции» методическим рекомендациям.
Подтверждением всему сказанному служат слова К.Д.Ушинского: «Опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею» Давайте пожелаем друг другу выработать свою «Я- концепцию», грамотно использовать ППО коллег, получать положительные результаты и удовлетворение в работе!
Сегодня состоялось теоретическое направление к методической неделе в марте, где Вы продемонстрируете на занятиях и уроках реализацию качественного, диагностического и системного подходов к передовому педагогическому опыту. Каждый из Вас имеет большую методическую копилку, в системе работает над выбранной Вами темой самообразования. Предстоящая методическая неделя предоставит условия и возможность для творческого отчёта по самообразованию в рамках методической темы школы.