Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна
Формула профессионального творчества « Творчество = опыт + рефлексия этого опыта»
В.А.Сухомлинский «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к творческому осмыслению своего опыта: стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредотачивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль, стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Так начинается высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами научного исследования.
Сущность педагогической системы Определяется наличием в ней одних и тех же независимо от её уровня, элементов, без которых она функционировать не может.
Структурные компоненты Личностный (совокупный субъект педагогического процесса) Личность ученика личность учителя Целевой (цели обучения и воспитания) Содержательный (содержание обучения и воспитания) Операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания) Педагогические условия (организационные, материальные, психологические) Результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерий оценки эффективности педагогической системы
Информационно-педагогические модули Это краткое конструктивное описание педагогической информации, которое отвечает следующим требованиям. Логическая завершённость и стройность (информация в каждом модуле должна носить целостный характер, содержать конкретную часть опыта, отражать один из компонентов педагогической системы и быть взаимосвязанной с содержанием остальных модулей ) Информативность и доступность (информация достаточна для понимания и использования в практике) Точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий
Модуль 1 Теоретическая интерпритация опыта 1.Обоснование актуальности опыта через аргументированное описание противоречий и проблем, которые разрешаются с его помощью; 2.Описание теоретической базы опыта – современных подходов, теоретических идей и положений, которые выступают обоснованием его практической состоятельности и научной достоверности; 3.Формулирование ведущей идеи опыта – центральной мысли, определяющей его сущность и раскрываемый затем во всех элементах педагогической системы; 4.Обоснование новизны опыта; 5.Описание факторов успешности – что является в опыте наиболее удачным, обеспечивающим его эффективность.
Модуль 2 Обобщённое описание (модель) системы работы педагога Кратко излагаются основные компоненты системы работы педагога. Диагностика личности ученика с исходных позиций Цели педагогического процесса Изменения в содержании обучения и воспитания; формах, методах, приёмах Условия эффективности функционирования системы, её результат и способы оценки эффективности
Модуль 3 Цели педагогического процесса Цель – это идеально предвосхищаемый результат деятельности. Цели должны отвечать следующим требованиям: -указываться в виде конечного результата педагогической деятельности, то есть быть конкретными и диагностичными. -Сочетать обучающие, воспитывающие и развивающие цели -Ведущая, наиболее общая цель должна быть конкретизирована через систему задач, решение которых обеспечит её достижение При описании целей и задач необходимо указать условия достижения данного конечного результата и последствия их реализации, полученные в деятельности учителя.
Модуль 4 Принципы педагогической деятельности Принципы отражают закономерности педагогического процесса. Последовательность действий при описании принципов такова: 1.Формулировка названия принципа и отражённых в нём закономерности, подхода; 2.Раскрытие сущности принципа и основных требований, лежащих в его основе; 3.Указание основных правил и условий, обеспечивающих эффективную реализацию принципа; 4.Описание результатов его применения, а также 2-3 конкретных примеров из своей практики.
Модуль 5 Методы и приёмы педагогической деятельности Под методом педагогической деятельности понимается способ решения какой-либо педагогической задачи. Под приёмом – относительно законченная составная часть метода. Алгоритм описания: -Указание описываемого метода, его типа в соответствии с выбранной классификацией, конкретных приёмов, с помощью которых учитель применяет данный метод, особо выделяет разработанные педагогом авторские приёмы -Описание сущности и порядка применения данных метода и приёма -Определение условий и границ их применения -Указание вариантов применения данного метода и приёмов на примере 2-3 уроков по одной теме.
Модуль 6 Средства, разработанные автором опыта Под средством понимают ситуации, приспособления, предметы, устройства, источники информации, применяемые в педагогическом процессе. Разновидностями средств выступают: средства обучения (учебник, компьютер, опорные сигналы, схемы…), средства воспитания (коллектив, педагогическая ситуация). При описании средств необходимо указать: 1) его характеристики и особенности 2) границы и условия его применения 3) порядок применения и возможности последствия, подтверждённые опытом учителя