Н.А. Титов Брянский государственный университет Развитие рефлексивных способностей студентов на занятиях практикума по методике обучения химии
СТЕРЕОТИПЫ Социальные Мыслительные Динамические стандартное восприятие стандартное мышление стандартное поведение стандартное мышление стандартное восприятие КОНСЕРВАТИЗМ
Причины появления педагогических стереотипов у студентов Догматический характер преподавания химии в школе Поверхностное изучение учебного предмета в вузе Ошибки в учебной литературе по химии Широкое введение тестовых форм контроля знаний студентов Поверхностное знакомство с работой учителя
Педагогические стереотипы начинающего учителя химии ученики так же заинтересованы в изучении химии, как и сам учитель с детьми можно договориться, и они начнут учиться идеальное учение – это учение с лёгкостью.
Реакция соединения серы и железа Тема урокаДидактические цели опыта Чистые вещества и смесиПоказать различие некоторых физических свойств серы и железа Доказать, что вещества в смеси сохраняют свои свойства и их можно выделить из смеси физическими методами Признаки и условия протекания химических реакций Показать, что выделение теплоты является одним из признаков химической реакции Показать, что нагревание является условием начала некоторых реакций Реакции соединения Раскрыть сущность реакции соединения, доказав, что из нескольких исходных веществ образуется одно сложное Сложные веществаДоказать, что сульфид железа (II) является сложным веществом
Рекомендуемая методика опыта Смешивают порошки серы и железа. Одну часть смеси помещают в стакан с водой, железо тонет, а сера всплывает. Другую часть смеси разделяют магнитом. Для этого к смеси на стеклянной пластине, покрытой бумагой, подносят магнит. Магнит через бумагу притягивает железо, а сера остаётся на пластине.
Способы усовершенствования техники опыта, предложенные студентами Магнитную сепарацию осуществить несколько раз Заменить стеклянную пластину бумагой чёрного цвета Смесь порошка серы и железа высыпать не в стакан с водой, а в пробирку.
Взвешивают 3,5 г. железа и 2,2 г. серы (серу берут в небольшом избытке для того, чтобы покрыть потери, возникающие в результате взаимодействия серы с кислородом воздуха и за счёт испарения). Смесь тщательно перемешивают. Приготовленную смесь переносят в пробирку и нагревают в пламени спиртовки. Достаточно добиться начала реакции (раскаления докрасна), и она продолжается сама собой. Для извлечения полученного сульфида железа пробирку приходится разбивать молотком, предварительно завернув её в ткань, чтобы осколки стекла не попали на стол. В полученном продукте не удаётся заметить отдельных крупинок серы и железа. Продукт представляет собой хрупкую сероватую кристаллическую массу, легко растирающуюся в порошок. Образовалось новое вещество - сульфид железа. Свойства серы и железа как простых веществ не сохраняются, что доказывается опытом с магнитом и флотацией. Рекомендуемая методика опыта
1.При действии на полученный продукт магнита притяжения быть не должно, но все же некоторые частички притягиваются к нему. 2.Если образовавшийся продукт истолочь и бросить в стакан с водой, то он должен утонуть. Между тем на поверхности воды остаётся незначительное количество порошка. Противоречия с рекомендуемой методикой Реакция гетерогенная. Поэтому в условиях опыта и железо, и сера реагируют не полностью.
Диагностическая задача Мысленный эксперимент Порошки серы и железа смешали, растёрли в ступке, поместили в пробирку и прокалили. Реакция протекала бурно, пробирка раскалилась. После окончания реакции и охлаждении пробирки, её разбили и извлекли твёрдый продукт. Какие вещества он может содержать: а) только сульфид железа; б) сульфид железа и серу; в) сульфид железа и железо; г) сульфид железа, железо и серу. Объясните Ваш выбор, учтите, что из предложенных вариантов ответов правильным может быть один или несколько вариантов.
В процессе проведённого исследования Выявлены некоторые распространённые мыслительные стереотипы студентов – будущих учителей химии. Предложена методика переосмысления имеющихся у студентов мыслительных стереотипов приводящая к накоплению опыта педагогического творчества.
Спасибо за внимание!