МОУ ДМИТРИЕВОГОРСКАЯ СОШ НИКИТАЕВА Надежда Федоровна УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Категория: первая МОУ Дмитриевогорская СОШ Меленковского района Владимирской области Стаж работы 21 год
«Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе использования интерактивных технологий» 2
Условия возникновения и становления опыта 3 Тему опыта определила педагогическая технология развития творческих и познавательных способностей школьников Е.В.Коротаевой - доктора педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии детства. Автор подробно рассматривает и обосновывает эффективность творческой деятельности в развитии познавательной активности учащихся. Формированию темы опыта способствовала актуальная гуманистическая концепция А. Маслоу, которая во главу процесса познания ставит самосовершенствование, стремление к выявлению и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучаемого. Становлению опыта cпособствовала методика «использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе» Г.О.Аствацатурова. Тему опыта определила педагогическая технология развития творческих и познавательных способностей школьников Е.В.Коротаевой - доктора педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии детства. Автор подробно рассматривает и обосновывает эффективность творческой деятельности в развитии познавательной активности учащихся. Формированию темы опыта способствовала актуальная гуманистическая концепция А. Маслоу, которая во главу процесса познания ставит самосовершенствование, стремление к выявлению и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучаемого. Становлению опыта cпособствовала методика «использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе» Г.О.Аствацатурова.
4 Перспективность и актуальность основывается на практической значимости результатов, показывающих высокий уровень познавательной активности учащихся. Данный опыт актуален по ряду причин: 1)Опыт позволяет на высоком уровне осуществлять филологическое образование в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования. 2)Опыт подтверждён диагностическими наблюдениями школы. ( Учащиеся имеют высокую степень обученности по предметам). 3)Опыт помогает организовать познавательную деятельность согласно ведущим концептуальным задачам построения курса «Русский язык. 5- 9кл.» М.М.Разумовской, «Литература 5-9кл.» Г.И.Беленького, «Русский язык 10-11кл.» Н. Г. Гольцовой, «Литература 10-11кл.»Г.Н.Ионина, Ю.И. Лыссого, В. В. Агеносова. 4)Опыт переносим, и имеет широкую область применения. Он может использоваться практически в любом из учебно-методических модулей и учителями-предметниками гуманитарного цикла.
Применение мультимедийных и интерактивных технических средств обучения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе повышает эффективность образовательного процесса: учит детей мыслить самостоятельно, опыту общения, расширяет общекультурный кругозор, развивает творческие и познавательные способности. 5 Ведущая идея опыта:
6 Легко следовать правильно за тем, кто правильно идёт впереди. Ян Амос Коменский. Педагогическая технология развития познавательной и творческой деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Е.В.Коротаева, и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) профессора Г.О.Аствацатурова в полной мере отвечают требованиям современной педагогики. В данных технологиях привлекает глубина изучения проблемы, доступное изложение теоретического материала, оригинальность и удобство предлагаемых технологических методов и приёмов, а также возможность применения данных технологий в любой из предметных областей на каждой ступени обучения. Исходя из данных благоприятных факторов, технология Е.В.Коротаевой и ИКТ Г.О.Аствацатурова были взяты для апробирования в филологической области образования и адаптированы в условия УМК «Русский язык 5- 9кл., 10-11кл.» М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, УМК «Литература 5-9кл., 10-11кл.» Г.И.Беленького, Г.Н.Ионина, Ю.И.Лыссого, В.В.Агеносова.
Новизна опыта 7 Использование компьютера и интерактивных технологий как современного средства обучения достаточно эффективно позволяет решать проблему развития творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках и поэтому является перспективным направлением для применения и дальнейшего изучения. Проблема развития творческих и познавательных способностей обучающихся была актуальна всегда, так как непосредственно связана с результатами обучения. Но в рамках личностно-ориентированного обучения она приобретает некоторую новизну. Если в традиционном обучении важно было научить, дать готовую информацию, то в личностно- ориентированном – необходимо научить учиться самому, используя субъективный опыт обучаемого.
8 Цель опыта: Повышение образовательного потенциала урока для развития творческих и познавательных способностей учащихся.
Задачи: 9 1.Создать благоприятные условия для творческого и познавательно- го развития учащихся. 2.Совершенство вать научно – методическое обеспечение образовательно- го процесса. 3. Создать условия для возможного использования данного опыта другими педагогами.
Три постулата технологии урока: Урок есть открытие истины, её поиск и осмысление в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть открытие истины, её поиск и осмысление в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка. Урок есть часть жизни ребенка. Человек всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели, но никогда не выступая в роли средства. Человек всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели, но никогда не выступая в роли средства.
Система работы с классом Система работы с классом: 1)Изучение мотивации учения, исходного уровня познавательной активности, способности к творчеству учащихся. 2)Планирование работы с учащимися разного уровня познавательной активности, учитывая их индивидуальные психологические и личностные особенности. 3)Применение форм, методов и приёмов обучения, стимулирующих саморазвитие, самовыражение детей, способствующих наиболее полному, глубокому, творческому освоению знаний. 4)Конструирование уроков в соответствии с ТВУ (технологией встречных усилий учителя и учащихся), ИКТ. 5)Проведение диагностики познавательного развития учащихся, учебной мотивации с целью определения эффективности педагогического опыта. 11
Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: упражнение, правило, закон или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 12
Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. 13
Результативность опыта 14 1)Высокий уровень мотивации учащихся; 2)Высокий уровень обученности; 3)Стремление к самостоятельности, умение преодолевать трудности; 4)Способность к творчеству, развитое дивергентное мышление Уровень мотивации обучающихся.
Результативность опыта 15 Уровень обученности по литературе обучающихся 10класса. Анализ уровня обученности по русскому языку обучающихся 9 «Б» класса.
ГодРайонРегионРоссия место в конкурсе, посвященном Дню матери; 2 место в конкурсе, посвященном Дню Героев Отечества Участие в игре- конкурсе «Русский медвежонок» Участие во Всероссийском конкурсе, посвященном Всемирному дню книги ,2 место в конкурсе, посвященном Дню матери; 2,3 место в конкурсе журналистов «Живая легенда»; участие в акции «Письмо ветерану» Участие в игре- конкурсе «Русский медвежонок» Участие во Всероссийском конкурсе «Письмо другу» место по литературе (олимпиада); 4 место по русскому языку (олимпиада); 1 место в конкурсе ко Дню молодого избирателя ; 1 место в конкурсе чтецов «Лира» Участие в олимпиаде по литературе; участие в игре конкурсе «Русский медвежонок» Участие во Всероссийском конкурсе, посвященном Всемирному дню книги. Достижения учащихся
Адресная направленность 17 Предложенный опыт работы способен помочь учителям– предметникам филологического направления максимально использовать творческий потенциал детей, их знаний и интересы с целью повышения познавательной активности как решающего фактора результативности обучения.