Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Исток» г. Гусь - Хрустальный « Проектирование как средство формирования продуктивной образовательной деятельности в условиях творческого объединения дополнительного образования детей » Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» руководитель детского объединения изобразительного творчества «Радуга» Шелухина Е. А.
Наш центр – глазами детей
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА Детское творческое объединение художественно-эстетической направленности «Радуга» Цель: создание условий для обогащения личности ребенка, обеспечение развития каждого в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями и обязательной реализации его творческого потенциала
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА Образовательная программа объединения «Радуга» рассчитана на четыре года обучения по предметам художественно – эстетической направленности: рисунок, живопись, композиция основа программы - групповые занятия. ( фронтальное обучение сочетается с индивидуальным подходом) Используемые технологии - проектная деятельность. (усиливает интерес и творческую мотивацию у детей в силу возможности применения имеющихся знаний на практике для достижения поставленных задач)
Актуальность и перспективность опыта работы воспринимать знания создать интерес актуальная и значимая проблема применить имеющиеся знания и умения приобретать новые знания
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Основные концептуальные положения теории американского философа-идеалиста Д. Дьюи (1859 – 1952): истинным и ценным является только то, что дает практический результат; ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом); усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс; ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Изучение научно-методической литературы по истории и теории реализации проектной технологии в образовании позволило: 1) осмыслить особенности данного метода обучения; 2) познакомиться с целями, задачами, принципами проектной деятельности; 3) отобрать и обработать необходимый материал для использования практической деятельности; 4) отработать оптимальную чистоту технологии на занятиях детского творческого объединения; 5) выработать особую систему ведения проектной деятельности для учащихся 1, 2, 3, 4 годов обучения: от простого к сложному, от краткосрочных проектов к долгосрочным В представленном опыте используется технология А.В.Горячева – комплекс действий, координируемый педагогом, самостоятельно выполненный учащимися, завершающийся созданием творческих работ, - которая представляется наиболее продуктивной в условиях детского объединения «Радуга»
Новизна опыта - нестандартные идеи, темы проектов Практическая значимость опыта - в процессе работы над проектами у детей формируется устойчивый интерес к изучаемому материалу, появляется потребность более глубокого познания в исследуемой области
Технология опыта - Предварительными этапами реализации проекта являются важные компоненты: выявление проблемы; обозначение её актуальности, целей, задач; определение способов решения проблемы; определение сроков реализации; прогнозирование результатов; определение способов проверки результата; прогнозирование возможных негативных последствий деятельности; определение материально технической базы, поиск ресурсов.
Основываясь на подходах А.В. Горячева к технологии проектирования, образовательный процесс в объединении выстраивается, в основном, в разработанный им логике. Выбор темы Сбор сведений Выбор проектов Реализация проектов. Презентация или защита проектов.
Проектная деятельность осуществляется в коллективе с первого года обучения и до четвертого, заключительного года. От простого к сложному. От краткосрочных проектов к долгосрочным. От мало затратных к более затратным. От меньшего результата к большему. С каждым годом задачи проекта усложняется. Но благодаря накопленному опыту, учащиеся чувствуют себя более уверенно и приходят к большей самостоятельности. В итоге сами начинают генерировать идеи.
Результативность опыта педагогическое наблюдение анкетирование тестирование анализ участия в выставках проектировании анализ творческих работ воспитанников степень устойчивости интереса к изучаемому предмету; характер мотивации к изучению предмета; состояние и уровень комфортности ученика на уроке; уровень сформированности изобразительных навыков; уровень сформированности компонентов учебной деятельности; качество обученности учащихся; динамика развития творческих способностей; развитие творческого мышления; динамика развития творческой активности; динамика развития высоконравственных личностных приоритетов осуществляется с учетом показателей
Адресность опыта Данный опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, в частности, работающим, в сфере художественно – эстетического направления Для учителей ИЗО общеобразовательных и художественных школ
Проект «Эмблема»
Проект «Матрешка»
Проект «Книга»
Фотоколлаж
Спасибо за внимание !!!