Тема : Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках литературы через использование приёмов и методов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.К.Силевко. Г.К.Силевко. Критическое мышление –это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры,естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. С.И.Заир-Бек
Задачи: Научить самостоятельно работать с информацией, критически оценивать её, сортировать с точки зрения её важности, осмысливать, систематизировать, применять, пользоваться разными стратегиями чтения. Программа для основной школы ставит задачу научить учеников «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе – научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Научить самостоятельно работать с информацией, критически оценивать её, сортировать с точки зрения её важности, осмысливать, систематизировать, применять, пользоваться разными стратегиями чтения. Программа для основной школы ставит задачу научить учеников «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе – научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Проблема снижения интереса учащихся к чтению классической литературы ставит перед нами следующую задачу: учить детей вдумчивому чтению художественных текстов, учить получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства. Проблема снижения интереса учащихся к чтению классической литературы ставит перед нами следующую задачу: учить детей вдумчивому чтению художественных текстов, учить получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.
Учить творчески осмысливать новую информацию. Учить работать в группе, понимать другого человека; эффективно строить взаимодействия с людьми, приходить к конструктивному решению Учить творчески осмысливать новую информацию. Учить работать в группе, понимать другого человека; эффективно строить взаимодействия с людьми, приходить к конструктивному решению проблем. проблем.
Учить детей аргументировать свою точку зрения, делать логические выводы. Учить детей аргументировать свою точку зрения, делать логические выводы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.. Данная технология разработана в конце XX в. В США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологии, технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметною.. Данная технология разработана в конце XX в. В США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологии, технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметною. ТРКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. ТРКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризируется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризируется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
НОВИЗНА ОПЫТА. Новизна технологии развития критического мышления посредством чтения и письма заключается в том, что здесь реализуется личностно- ориентированный подход в обучении. Процесс учебно- исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Это предполагает,что из объекта ученик становится полноправным участником образования ( проще говоря, не « его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменится и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении. Новизна технологии развития критического мышления посредством чтения и письма заключается в том, что здесь реализуется личностно- ориентированный подход в обучении. Процесс учебно- исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Это предполагает,что из объекта ученик становится полноправным участником образования ( проще говоря, не « его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменится и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. Создание условий для успешного развития каждого ученика. У ученика появляется возможность управлять учебным процессом.Применение информационно-компьютерных технологий неизбежно связано с отказом от приоритета традиционной классно- урочной системы,сменой роли учителя- диктатора на роль учителя- координатора. Так же создание условий для всестороннего развития личности обучающегося; развитие его нравственного потенциала, критического мышления, коммуникативности, рефлексивности,креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Создание условий для успешного развития каждого ученика. У ученика появляется возможность управлять учебным процессом.Применение информационно-компьютерных технологий неизбежно связано с отказом от приоритета традиционной классно- урочной системы,сменой роли учителя- диктатора на роль учителя- координатора. Так же создание условий для всестороннего развития личности обучающегося; развитие его нравственного потенциала, критического мышления, коммуникативности, рефлексивности,креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Технология опыта. Структура технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична. Она состоит из 3 этапов: вызов, осмысление содержания, рефлексия, - которые соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности Структура технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична. Она состоит из 3 этапов: вызов, осмысление содержания, рефлексия, - которые соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности
На стадии вызова используются различные приёмы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Увлекательным и интересным является приём составления кластеров, то есть выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина можно составить следующий кластер На стадии вызова используются различные приёмы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Увлекательным и интересным является приём составления кластеров, то есть выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина можно составить следующий кластер
Итак, в процессе реализации стадии вызова важно: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять её с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно и для развития толерантности у детей. Дискуссии на уроках литературы должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. Противоречия должны рождать умения думать, делать выводы и применять их в современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно её анализировать. работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять её с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно и для развития толерантности у детей. Дискуссии на уроках литературы должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. Противоречия должны рождать умения думать, делать выводы и применять их в современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно её анализировать. Универсальная, надпредметная технология,открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. Универсальная, надпредметная технология,открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; её используют педагоги в Москве,Санкт- Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде. В России она появилась в 1997 году; её используют педагоги в Москве,Санкт- Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Американцы не присвоили себе идеи,они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Американцы не присвоили себе идеи,они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Именно Международный консорциум РКМЧП и представляет вам сегодня серию книг «Листая Перемену», где по тематическому принципу собраны лучшие статьи. Именно Международный консорциум РКМЧП и представляет вам сегодня серию книг «Листая Перемену», где по тематическому принципу собраны лучшие статьи.
Стадия осмысления содержания. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе её изложения учителем. Организация работы на данном этапе может быть различной. Главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, созданную во время фазы вызова. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Во время этой стадии обучающийся должен самостоятельно и активно работать. Одним из интересных приёмов на стадии осмысления является приём «Чтение с остановками». Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе её изложения учителем. Организация работы на данном этапе может быть различной. Главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, созданную во время фазы вызова. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Во время этой стадии обучающийся должен самостоятельно и активно работать. Одним из интересных приёмов на стадии осмысления является приём «Чтение с остановками».
Третья стадия- рефлексия. Финал урока, выход на применение тех знаний, умений, навыков, которые ребята получили в ходе урока. Это эмоциональный всплеск, который подготовлен работой мысли, чувства, воображения. Свободное творческое задание-итог размышлений, которое родилось в процессе активного поиска, совместного и индивидуального, но обязательно творческого. Финал урока, выход на применение тех знаний, умений, навыков, которые ребята получили в ходе урока. Это эмоциональный всплеск, который подготовлен работой мысли, чувства, воображения. Свободное творческое задание-итог размышлений, которое родилось в процессе активного поиска, совместного и индивидуального, но обязательно творческого. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Во время рефлексии фокусируется внимание, тщательно взвешивается приобретённая информация, выносится оценка или самооценка ( понимание того, что я сам и как работал).Учащиеся перестают ждать готовых ответов от учителя, учебника, они становятся исследователями. Исследовательская работа в школе может быть организована по-разному. Она учит рассудительности, систематичности. Ученик учится создавать годный для употребления текст. С годами вырабатывается набор приёмов, накапливаются знания. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Во время рефлексии фокусируется внимание, тщательно взвешивается приобретённая информация, выносится оценка или самооценка ( понимание того, что я сам и как работал).Учащиеся перестают ждать готовых ответов от учителя, учебника, они становятся исследователями. Исследовательская работа в школе может быть организована по-разному. Она учит рассудительности, систематичности. Ученик учится создавать годный для употребления текст. С годами вырабатывается набор приёмов, накапливаются знания.
Образовательные результаты РКМЧП: Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний. Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний. Умение пользоваться различными способами интегрирования информации. Умение пользоваться различными способами интегрирования информации. Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу. Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу. Умение решать проблемы. Умение решать проблемы. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. Способность самостоятельно заниматься своим обучением. Способность самостоятельно заниматься своим обучением. Способность брать на себя ответственность. Способность брать на себя ответственность. Способность участвовать в совместном принятии решения. Способность участвовать в совместном принятии решения. Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Умение сотрудничать и работать в группе и др. Умение сотрудничать и работать в группе и др.