анализ содержания читательского развития в системе понятий культурно-исторической психологии отправная точка – представление о художественном, в данном случае литературном, произведении как инструменте трансляции смыслов: знания, получаемые при чтении, трансформируются в картину мира, художественная литература обогащает жизнь новыми «встречами», опытом новых переживаний, расширяет и перестаивает смысловую сферу сознания, становится средством организации поведения; представление о чтении как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя Е.Л. Гончарова, д.пс.н. Автор программы «Школа у развилки дорог»
Цель – коррекция проблем в приобщении к чтению, которые возникают уже после того, как преодолены трудности в обучении грамоте. Одна из таких проблем – «бездумное чтение» общая модель читательского развития, реализуемая в коррекционно-развивающей работе по курсу «Литературное чтение» Структура читательской компетентности представлена с помощью метафоры «велосипедное колесо» поедет ли этот велосипед а этот
Чтобы чинить колесо – определить направления и выбрать средства коррекционно-развивающей работы) – надо понимать, как колесо устроено, что является базовым, какие детали можно рассматривать как тюнинг
Устойчиво ли колесо, в котором есть только шина – пусть очень качественная и красивая ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ в системе работы по формированию читательской деятельности работа над техникой чтения – одно из направлений существует своеобразная «болезнь» преувеличения значимости овладения техникой чтения
идеально выстроенная работа над техникой и скоростью чтения, которая в первую очередь включает механизм перевода буквенного кода в коды устной или внутренней речи при отсутствии «ядра» читательской компетентности, обеспеченного всем периодом дошкольного развития, «повисает» в пустоте. Покрышка надевается на колесо. Как оно устроено
Основа для восприятия и понимания прочитанного – личный опыт ребёнка его читательский опыт (культурная традиция чтения вслух и рассказывания ещё не читающим детям – совместная со взрослым деятельность) ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ ОСЬ создание условий и «обходных путей» для образования «ядра» читательской компетентности и достижения уровня, необходимого для литературного образования школьников и для самостоятельного чтения произведений из доступного ребенку круга чтения.
СПИЦЫ чтение обеспечивается работой всех высших психических функций и нейропсихологических структур сложная взаимосвязанная система – работы по отдельно взятым направлениям недостаточно, содержание реализуется на специфическом предметном материале в рамках решения последовательно усложняющихся читательских задач
Можно ли ехать на конструкции, состоящей из оси и спиц = Можно ли сформировать читательскую деятельность только на основе личного и раннего читательского опыта, достаточного уровня развития ВПФ способность трансформировать содержание «чужого» текста в свой личный смысловой и познавательный опыт ОБОД – системообразующий элемент
личный опыт ребенка опыт читательской деятельности нейропсихологическое обеспечение способность, обеспечивающая превращение содержания текста в личный опыт ребёнка техника чтения главные тенденции: смещение акцентов с проблем овладения техникой чтения на проблемы развития способностей интерпретации, рефлексии и трансформации содержания текста в содержание сознания и личного опыта читателя
обобщение собственного опыта ребенка для его использования в ориентировке в новых системах смысловых связей, данных в тексте; восполнение пробелов ранних этапов читательского развития; развитие ВПФ, межанализаторных связей; совершенствование техники чтения, навыков перекодирования информации, данной в разных формах СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ по ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ устранение дисбаланса между читательским развитием ребенка и содержанием обучения литературному чтению в школе
РАБОТА с СОДЕРЖАНИЕМ: ОБУЧЕНИЕ ВЕДЁТСЯ на БАЗОВОМ МАТЕРИАЛЕ, ОБЩЕМ для ВСЕХ при ПОНИМАНИИ ФАКТА НЕГОТОВНОСТИ к ВОСПРИЯТИЮ СМЫСЛА ранжирование текстов: выделены три группы, соответственно сложности их структуры динамика – от поиска информации к ее интерпретации задания в тетради – в соответствии с уровнем текста ЕДИНАЯ ПРОГРАММА – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ