Последовательность шагов по реформированию бюджетного процесса По результатам подготовки докладов ГРБС в 2004 И.М. Суворова, Центр фискальной политики, Москва
Проблемы внедрения БОР, выявленные в результате оценки докладов ГРБС и работы с СБП Слабая ориентация ГРБС/СБП на достижение конечных социально значимых результатов Отсутствие навыков структурированного представления целей, методов и результатов деятельности Невозможность эффективного внедрения БОР только силами финансово-экономических служб ГРБС Необходимость обеспечения единства социально- экономического и финансового планирования
Семинары посвященные подготовке докладов, проведены в 2004 г. следующих СБП: Администрация Президента РФ Министерство финансов РФ Министерство экономического развития и торговли РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел РФ Министерство юстиции РФ Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ Министерство образования и науки РФ Министерство промышленности и энергетики РФ Министерство сельского хозяйства РФ Министерство транспорта РФ Министерство информационных технологий и связи РФ
Проблемы подготовки докладов: раздел 1 «Цели и задачи деятельности» До СБП не были доведены различия между национальными (цели Правительства России) и стратегическими целями страны(МР)/СБП Отсутствует механизм перехода от национальных к стратегическим целям и разграничения целей министерств Использование для формулирования целей «Вопросов…» и Положений о СБП, иных НПА выявило недостатки этих документов Службы и надзоры стремятся сформулировать для себя стратегические цели (п. 7 Положения): необходима чёткая методика включения тактических задач служб в стратегические цели СБП Для сложносоставных СБП (Минпромэнерго) слишком жестки ограничения по числу стратегических целей (МР- все направления деятельности СБП) В МР говорится, что цель измерима с помощью количественных индикаторов
Проблемы подготовки докладов: раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов» (1) Цель прогноза расходных обязательств? Стремление СБП раздуть объём расходных обязательств «Исполняемые расходные обязательства»: все продолжающиеся расходы (реестр расходных обязательств) или расходы на основе НПА федерального уровня? Только НПА содержащие объёмы расходов или также нормативы? Договора какого уровня следует учитывать? Доверять ли заполнение столь важной таблицы СБП?
Проблемы подготовки докладов: раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов» (2) Цель оценки доходов СБП? Стремление СБП занизить объём располагаемых доходов Формулировка «оценка платежей в ФБ» даёт СБП лазейку для сокрытия внебюджетных средств
Проблемы подготовки докладов: раздел 3 «Результаты деятельности» СБП не ориентированы на показатели общественно значимых результатов: показатели деятельности (ресурсов), как инструмент увеличения финансирования Неадекватность требованиям СБОР показателей статотчётности и ведомственной статистики Возможность заказа разработки показателей на стороне: уровень коррупции (предложение МЭРТ)
Проблемы подготовки докладов: раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам» Связь с исполняемыми расходными обязательствами Нет очевидной связи показателей результатов и расходов «Результативность» (МР) или «Экономическая эффективность» (Положение) «Общественная эффективность» (МР, единица измерения?)
9 Рекомендуемая последовательность шагов Использование опыта Минфина РФ по подготовке Методических рекомендаций, проведению обучающих семинаров, составлению докладов Внедрение системы БОР в 1-2 пилотных департаментах (Управлениях) Региональная администрация формулирует основные задачи и цели, в рамках которых будут сформулированы цели, задачи и программы департаментов (Управлений) Организация тесного взаимодействия Администрации, финансового департамента и экономического департамента