.
Опыт работы представила учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ 1 Мурашко Алина Сергеевна «Создание условий для становления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенций, определяющих современные качества образования в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа».
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью. Л.Н. Толстой Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. Хаббард
Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. Основной результат школьного образования нацеленность на : формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, Развитие познавательных и творческих способностей и интересов. А это значит, учащихся необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Важнейшей задачей современной системы образования является: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Компоненты учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Четыре блока УУД: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Реализация метапредметных навыков и умений исследовательская проектная деятельность
Цель проектной деятельности: создание системы исследовательской деятельности в общеобразовательной школе с целью формирования метапредметных знаний. Задачи проектной деятельности: Формирование позитивной самооценки, самоуважения; Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве; Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: Формирование умения решать творческие задачи; Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Структура проектной деятельности. Подготовительный (исследовательский) этап. Технологический этап. Заключительный этап.
Критерии оценки проектной деятельности: Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. Качество изделия, его оригинальность. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. Качество и полнота в оформлении записей.
Критерии оценивания защиты проектов: Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Ведущая педагогическая идея Внедрение системы исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития метапредметных знаний и умений; самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Функции творческих проектов: Дидактическая – направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков. Развивающая - развитие моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Познавательная – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения. Воспитывающая – становление положительных морально-волевых качеств личности ребёнка: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.
Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее А. Барбюс А. Барбюс