ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Автоматическое зависимое наблюдение-вещательное АЗН-В определяется как вид применения линии передачи данных, который обеспечивает периодическую передачу с ВС координат и других данных с последующим использованием их в целях наблюдения любым заинтересованным в этой информации пользователем ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Автоматическое зависимое наблюдение - вещательное ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
В ожидании эксплуатационного опыта … ФЦП «Глобальная навигационная система» Сургут, Южно-Сахалинск, Мыс Каменный, Надым, Салехард, Воркута 2011 Мурманск, Архангельск (Талаги), Нарьян-Мар, Калининград, Петрозаводск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Николаевск-на-Амуре, Менделеево (Южно- Курильск), Челябинск ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Программа «Внедрение средств вещательного автоматического зависимого наблюдения ( годы)» утв. Минтрансом России ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Цель Программы Глубокая модернизация системы наблюдения ЕС ОрВД на основе внедрения инновационных технологий вещательного автоматического зависимого наблюдения, функционирующего на основе информации глобальных навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и предназначенного для использования в интересах обслуживания воздушного движения и мониторинга воздушных судов. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Задачи Программы провести исследования и уточнить техническую архитектуру вещательного автоматического зависимого наблюдения для реализации в ЕС ОрВД РФ оснастить аэродромы наземными станциями вещательного АЗН разместить дополнительные средства АЗН-В и поддерживающих систем для обеспечения потребностей пользователей в нижнем воздушном пространстве; разработать недостающие бортовые компоненты вещательного автоматического зависимого наблюдения разработать нормативные правовые документы, обеспечивающие создание и использование систем АЗН-В в целях организации воздушного движения; обеспечить переход к современным технологиям ОрВД, основанным на внедрении средств вещательного автоматического зависимого наблюдения. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
База разработки программы Концепция и План развития связи, навигации и наблюдения в Российской Федерации, 2006 Постановление Аэронавигационного совета (коллегии) 3 от 02 октября 2009 г. «Проблемы внедрения систем автоматического зависимого наблюдения при организации воздушного движения в Российской Федерации» Позиция России, заявленная на 37-й Ассамблеи ИКАО, 2010 ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Предоставление перспективных услуг на основе ЛПД всем пользователям российского воздушного пространства Гражданская авиация (российские и зарубежные авиакомпании) Другие ведомства (Минобороны, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, ОСК ВКО и т.п.) Воздушные суда малой авиации, в том числе АОН БПЛА Обеспечение гармонизации с глобальной системой ОрВД Обеспечение функции наблюдения всего воздушного пространства, востребованного для авиационной деятельности Использование для реализации АЗН-В двух технологий в стандарте ИКАО (1090ES/VDL4) Максимальное возможное разделение технологий по классам ВП и районам полетов Позиция РОСАВИАЦИИ ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Перспективные услуги на основе ЛПД Наблюдение АЗН TIS Связь FIS (для малой авиации) CPDLC (контрактное приложение) Навигация DGNSS (VDB/VDL4) ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Воздушное пространство класса А и аэродромное воздушное пространство класса С: сплошное поле 1090ES для ВП класса А на 8100м и выше; перекрытие аэродромного воздушного пространства класса С полем 1090ES; обязательное (исключая ВС государственной авиации) оснащение с 2020 года воздушных судов расширенным сквиттером 1090ES (АЗН-В Out) на уровне стандарта DO-260B; оборудование АЗН-В In (1090ES) устанавливается на добровольной основе; услуги АЗН-В In (1090ES) вводятся скоординировано с введением аналогичных услуг в соседних регионах. резервный источник данных наблюдения – радиолокация. РЕЗУЛЬТАТ: (1) переход на правила и минимумы горизонтального эшелонирования ИКАО, (2) обеспечение непрерывности предоставления услуг АЗН-В. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле наблюдения 1090ES на высоте 8100 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
На высотах до 4200м во внеаэродромном воздушном пространстве классов С (МВЛ) и G формируется поле наблюдения VDL4 – единое технологическое решение для всех пользователей этой части ВП: выбор позиций определяется потребностями пользователей этой части воздушного пространства в услугах АЗН-В и сопутствующих приложениях, необходимостью обеспечения поддержки системе мониторинга полетов ВС малой авиации и функции контроля установленного порядка использования воздушного пространства (ИВП); контроль целостности осуществляется по информации GBAS (ЛККС) с доведением этой информации до пользователя через каналы VDB и/или VDL4; обязательное оснащение воздушных судов оборудованием АЗН-В (VDL4) вводится на региональной основе по мере создания соответствующей наземной инфраструктуры; услуги АЗН-В предоставляются в соответствии с потребностями УВД и пользователей этой части воздушного пространства Внеаэродромное воздушное пространство классов С (МВЛ) и G в районах осуществления авиационной деятельности ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле наблюдения VDL4 на высоте 500 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле наблюдения VDL4 на высоте 3000 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле наблюдения VDL4 на высоте 4200 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
В аэродромном и части внеаэродромного воздушного пространства класса С обеспечивается двухстандартная (1090ES и VDL4) архитектура АЗН-В, включающая функцию АЗН-Р ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле ретрансляции сообщений – АЗН-Р (1090ES и VDL4) на высоте 1000 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле ретрансляции сообщений – АЗН-Р (1090ES и VDL4) на высоте 3000 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Формируемое поле ретрансляции сообщений – АЗН-Р (1090ES и VDL4) на высоте 4200 м ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Cтруктура Программы Комплекс программных мероприятий включает в себя четыре тематических направления: 1.Тематическое направление «Реализация пилотных проектов» 2.Тематическое направление «Реализация региональных проектов» 3.Тематическое направление «Создание научного центра» 4.Тематическое направление «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Тематическое направление «Реализация пилотных проектов» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации В течение трех лет: гг «Ямал-АЗН», «Москва- МВЗ» и «Балтика-АЗН» Отработка технических и технологических решений Корректировка Программы Подготовка к реализации региональных проектов
Пилотный проект «Москва-МВЗ » ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Пилотный проект «Ямал-АЗН» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Пилотный проект «Балтика-АЗН» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Тематическое направление «Реализация региональных проектов» Московский УЦ – гг.Екатеринбургский УЦ – гг. Самарский УЦ – гг.Санкт-Петербургский УЦ – гг. Хабаровский УЦ – гг.Тюменский УЦ – гг. Ростовский УЦ – гг.Новосибирский УЦ – гг. Якутский УЦ – 2016 г.Иркутский УЦ – гг. Магаданский УЦ – гг.Красноярский УЦ – гг. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Научно-экспериментальная база проведения задаваемых Программой НИР Обеспечит исследование проблем, связанных с: целостностью компонентов системы АЗН-В авиационной безопасностью планированием внедрения обобщением опыта эксплуатации и мониторингом внедряемых систем вещательного автоматического зависимого наблюдения Тематическое направление «Создание научного центра» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Тематическое направление «Проведение научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ» проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ, обеспечивающих безопасное и эффективное внедрение/использование вещательного АЗН разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей внедрение/использование АЗН-В и сопутствующих приложений разработка тактико-технических требований и проектов оснащения укрупненных центров ЕС ОрВД комплексом средств АЗН-В научно методическое сопровождение ОКР мониторинг внедряемых систем АЗН-В ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Допущения – исходные данные (1) срок реализации программы составляет 10 лет (с 2011 по 2020 годы) стоимость наземной станции связи, навигации и наблюдения режима VDL4 принимается равной 5,5 млн. рублей стоимость наземной станции связи, навигации и наблюдения режима 1090ES принимается равной 4,5 млн. рублей. рублей стоимость установки одного сервера АЗН и одного сервера-коммутатора принимается 10 млн. рублей на каждый укрупненный центр расходы на организацию каналов связи и передачи данных на аэродроме или существующей радиолокационной позиции – 2 млн. рублей на одну наземную станцию АЗН-В (независимо от технологии – 1090ES или VDL4), при этом предполагается организация двух независимых каналов связи и учитывается возможность использования существующих цифровых каналов связи и передачи данных расходы на организацию каналов связи и передачи данных на удаленной позиции, где в настоящее время отсутствует аппаратура гражданской авиации – 10 млн. рублей на одну позицию АЗН-В ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Допущения – исходные данные (2) затраты на объектообразующее оборудование – 2,5 млн. рублей. При этом предполагается, что аппаратура наземной станции размещается в контейнере, оснащенном средствами технической вентиляции и кондиционирования, пожарной безопасности, аварийного автономного электроснабжения и авиационной безопасности затраты на разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации на строительство/техническое перевооружение объекта и установку на нем средств АЗН-В, независимо от технологии реализации, принимаются равными 4,5 млн. рублей Расходы на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы независимо от предполагаемого места размещения наземных станций принимаются равными 5,5 млн. рублей Все средства автоматизации, обеспечивающие обработку и отображение информации наблюдения, требуют одинаковой доработки, независимо от типа оборудования и/или предприятия изготовителя и будут модернизированы/ установлены в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации ( годы)» ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
5 480 млн. рублей Капитальные затраты на создание эквивалентного поля ВОРЛ– млн. рублей Затраты на внедрение вещательного АЗН в РФ ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Выгоды от реализации Программы (для авиакомпаний) возможность наблюдения за окружающей воздушной обстановкой, включая наблюдение за неоснащенными системой АЗН-В воздушными судами обеспечение безопасного движения по аэродрому в условиях низкой и нулевой видимости возможность приема на борту воздушного судна информации ЛККС о целостности спутникового навигационного сигнала возможность обмена метеоинформацией обеспечение свободного полета по оптимальным траекториям, рассчитываемым на борту ВС; улучшенная бортовая система предотвращения столкновений (ACAS); ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Выгоды от реализации Программы (для ЕС ОрВД) надежная и эффективная наземная инфраструктура АЗН-В на основе двух технологий: 1090ES и VDL4 повышение безопасности полетов в воздушном пространстве классов А,С,G за счет создания/улучшения характеристик поля наблюдения на маршруте и в зоне аэродрома наблюдение за ВС малой авиации, включая АОН, на малых и предельно малых высотах наблюдение беспилотных летательных аппаратов обеспечение поисково-спасательных операций наблюдение ВС и автотранспорта в аэропорту в сложных метеоусловиях предоставления на борт ВС оперативной метеорологической информации о фактических и прогнозируемых погодных условиях ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Сравнительная оценка вариантов программы ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Спасибо! ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации