МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009
Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления : - использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности ; - использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности ( например – деловая игра и др.); - использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы ( например, система Шаталова ). Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным ( например, система воспитания через КТД ). Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях ( проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).
Организационный. Теоретической и практической подготовки. Накопления фактического материала. Обработки фактического материала ( обобщение ). Оценки изученного опыта и принятия решений ( на педсовете ). Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта. Данные этапы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают друг друга.
1. Результативность работы : 2. Актуальность и социальная значимость : 3. Новизна опыта : 4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата 5. Устойчивость и стабильность 6. Преемственность 7. Перспективность 8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Сначала его нужно найти и запланировать. Найти можно : в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков ( открытых мероприятий ) по определенной теме ; при анализе итогов учебного года увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, у него есть своя система, можно её оформлять в опыт ; в ходе аттестации учителя ; запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе ; сформулировать вместе с учителем тему ; запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
Изучается опыт с помощью следующих методов : 1. анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование ; 2. посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ ; 3. изучение УМК учителя ; 4. изучение его рабочей документации ( планов ); 5. проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
1. Адрес изучаемого опыта. 2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения. 3. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных ; состояния практики работы учебных заведений города, района, республики по проблеме. 4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения. 5. Объект ( субъект ) изучения ( чей опыт планируется изучать, кто будет изучать ).
6. График посещения занятий ( мероприятий ), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание : - на актуальность и конкретность решаемых учебно - воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта ; - на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач ; - на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога ; - на результативность занятия ( системы занятий ).
7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта : - выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения ; - наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены ; - где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты ; - изучение ( использование ) передового педагогического опыта в учебном заведении ; - основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе ; - изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно - воспитательных задач учебного заведения ; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
Содержание планирования по изучению передового педагогического опыта 8. Подготовка научно-методического анализа изучаемого передового педагогического опыта. Необходимо отметить: актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно- воспитательного процесса; элементы (сущность) новизны опыта; результативность работы; рекомендации по использованию передового опыта. 9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций. На представленный опыт работы необходимо написать рецензию.
Мониторинг массовой практики воспитательной работы, выявление наиболее эффективной педагогической деятельности Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения Знакомство со специальной литературой, нормативно - правовой базой по избранной теме Разработка совместно с педагогом - автором плана обобщения опыта Анализ воспитательной деятельности педагога - автора Отслеживание результатов изучаемого опыта
1.Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения): открытый урок ( показ приемов и методов работы); семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы); творческий отчет (показ результатов работы); конференции, выставки (показ системы работы); написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта). 2.Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации): педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта); школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта); методический плакат (анализ результатов работы); рукописи, аудиозаписи, видеофильмы и др. ( использование при подготовке методических разработок и рекомендаций). 3.Научный уровень (теоретический анализ опыта): статьи, сборники, монографии и др.