Результаты диагностики учащихся 5 класса, состоящего из десяти человек, показали: выбор трех мотивов: внешний мотив – 40%, игровой мотив – 40%, учебный мотив – 20%. Мотивы учения Констатирующий этап, октябрь 2009 г. 40% 20% Внешний мотив Игровой мотив Учебный мотив
выбор чтения в качестве любимого предмета – 10 %. Любимый предмет Констатирующий этап, ноябрь 2009г. 10% 20% 30% 10% Русский язык Чтение Математика Биология Физкультура Трудовое обучение
по результатам диагностики исходного уровня учебно-познавательной деятельности в классе оказалось только 2 учащихся (20%), имеющих средний уровень, 5 учащихся (50%)– низкий уровень, 3 учащихся (30%), которые нуждаются в педагогической поддержке.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ Работа над опытом охватывает период с сентября 2008 года по май 2012 года и разделена на несколько этапов. I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2008 г. – декабрь 2008 г. II этап – основной (формирующий) – январь 2009 г. – март 2012 г. III этап – заключительный (контрольный) – апрель–май 2012 г.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА В основе педагогического опыта лежат идеи К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьина, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Л.И. Божович. В процессе работы над темой рассматриваются понятия: интерес, познавательный интерес, читательский интерес, внеклассная работа, мотив, мотивация.
Цель - достижение положительной динамики успешного усвоения учебного материала, развитие познавательного интереса и потребности к чтению у школьников со сниженным интеллектом.
Задачи: 1. Введение в педагогическую практику системного подхода к организации образовательного процесса через внеклассную деятельность, способствующую усвоению знаний, формированию умений и навыков, повышению мотивации к учению. 2. Создание условий для развития у учащихся коррекционной школы пробуждение и поддержание интереса к чтению, к живому языку, к литературе. 3. Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся. 4. Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных интересов. 5. Воспитание чувств патриотизма, обогащение нравственно-эстетического опыта школьников. 6. Воспитание культуры слушателя и читателя.
Основные принципы внеклассной работы: принцип связи внеклассной работы с уроками чтения и русского языка; принцип систематичности в подаче языкового материала; принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся; принцип занимательности; принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы; принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы; принцип добровольности; принцип массовости.
Формы внеклассной работы 1. По частоте проведения: систематические (постоянные) и эпизодические (разовые). 2. По количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые.
Виды внеклассной работы дидактические игры конкурсы викторины литературно-музыкальные композиции тематические вечера урок-путешествие урок-концерт и др.
Использование мультимедиа – ресурсов на внеклассных мероприятиях придает мероприятию эмоциональную окрашенность; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор; повышается производительность труда учителя.
Результативность опыта Мотивы учения Контрольный этап, апрель 2012 г. 40% 10% 40% 30% 20% 40% 20% 0% 10% 20% 30% 40% Внешний мотивИгровой мотивУчебный мотивМотив успеха Констатирующий этап Контрольный этап
Любимый предмет Контрольный этап, апрель 2012г.
Учебно-познавательная деятельность
Призеры городского творческого конкурса «Мы ищем таланты»
Призеры городского творческого конкурса «Мы ищем таланты»
Призеры областного фестиваля театров «Под радугой»
Музыкально – поэтическая композиция «Россия – Родина моя»
Выступление учащихся в библиотеке им. А. Гайдара, посвященное Дню Победы
Урок доброты «Если добрый ты»
Урок – концерт «Моя мама лучше всех»
Литературно – музыкальная композиция «Мама – солнышко мое»
День памяти. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
Победитель конкурса чтецов «Доброе слово о маме»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
Конкурс чтецов «С Днем Победы»
Музыкально – поэтическая композиция «Краски осени»
Участники конкурса чтецов «Доброе слово о маме»
Участники концерта, посвященного Дню учителя