1 Учебные материалы нового поколения, которые преобразуют учебный процесс Бутягина К.Л. МОСКВА, 2008
2 Основные приоритеты Одна их основных задач проекта ИСО – создание и размещение в Единой Коллекции ЦОР учебных материалов нового поколения. Ответ на принципиальный вопрос : «Зачем нужен компьютер в школе?» Стимулировать появление новых учебных практик Выйти на достижение учащимися ранее не востребованных образовательных результатов
3 Этими результатами должны быть: способность учиться; коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность осуществлять выбор и нести ответственность; способность самостоятельно мыслить и действовать; способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
4 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ УМ В ПРОЕКТЕ ИСО компьютеры в школах; Наличие разрозненных информационных образовательных ресурсов (РЕОИС, 9 тур конкурса НФПК); Нет методических рекомендаций и целостных комплектов ИОР Неоднородность педагогического состава
5 Сообщество педагогов неоднородно: от новаторов к консерваторам - + золотая середина
6 Учебные материалы нового поколения Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК Информационные источники сложной структуры (ИИСС) Инновационные учебно- методические комплексы (ИУМК)
7 Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 1) Иллюстрируют и дополняют учебники 2)«привычка» к использованию ИКТ; 3) стимул к применению современных образовательных технологий. УМК + ЦОР + методика =
8 Информационные источники сложной структуры локальные определенный набор видов учебной деятельности ИИСС – вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета, но задающие строго определенный набор видов учебной деятельности (могут быть использованы в традиционной и иновационной парадигме). I тип – учебные модули II тип – справочно-иллюстративные материалы (мультимедийные справочники) III тип – инструменты учебной деятельности
9 Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) полный набор средств обучения в ИКТ-насыщенной среде ИУМК – полный набор средств обучения, обеспечивающий потребности организации учебного процесса по предмету в ИКТ-насыщенной среде
10 Иерархия учебных материалов встраиваемость 1.Наборы ЦОР – наилучшая встраиваемость в систему образования. частные решения 2.ИИСС – частные решения с использованием ИКТ, локальные изменения в образовательном процессе. инновационные решения 3.ИУМК – инновационные решения, претендующие на кардинальные изменения учебного процесса. встраиваемость инновационность
11 Результаты: просто цифры Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – 33 ед. Информационные источники сложной структуры (ИИСС) – 69 ед. 125 наборов ЦОР к 110 учебникам > 65 наборов ЦОР и 15 ИИСС уже выложены в Единую коллекцию ЦОР, остальные – до сентября 2008 г.
12 Степень охвата БУП Предметная область Наборы ЦОР ИИССИУМКВсего (по областям) Математика и информатика Филология Естествознание Обществознание География 0729 Начальная шк Искусство и музыка 3328 Технология и ОБЖ 1000 Всего
13 Результаты проекта Согласованная ориентация на разработку ресурсов, приводящих к изменению школьных образовательных практик Образовательный процесс, «ориентированный на учителей» становится «ориентированным на ученика»
14 Три стадии внедрения ИКТ в образовательный процесс
15 Результаты проекта Схема проведения конкурсов – поступательное движение от концепции – к плану-проспекту- к созданию конечного продукта при постоянном уточнении требований и мониторинге промежуточных результатов Единое понимание и реализация понятия «инновационность» применительно к разработке учебных материалов
16 Инновационность учебного материала Определяется тем, в какой степени необходимые образовательные результаты могут (или не могут) быть достигнуты с применением ЦОР, ИИСС, ИУМК
17 И еще раз – гарантированное внедрение результатов проекта в массовую школу в краткосрочной перспективе Косвенный индикатор успешности – объявление дополнительного конкурса на разработку наборов ЦОР к учебникам
18 Выводы Выводы: Подавляющее большинство предметных областей в той или иной степени обеспечены учебными материалами нового поколения Разработаны механизмы и теоретическое обоснование отбора, оценки и сопровождения разработки учебных материалов нового поколения Сформировались коллективы единомышленников: авторов, экспертов и рецензентов, учителей-апробаторов
19 Предметные области, которыми мы гордимся: биология
20 Предметные области, которыми мы гордимся: математика
21 Предметные области, которыми мы гордимся: алгебра и геометрия Алгебра Геометрия
22 Спасибо за внимание!