УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н.
Актуальность темы Реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах в 80-90х гг. Переход к комплексной оценке деятельности ОУ на базе утвержденного перечня показателей (показатель «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования»); Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ по подготовку специалистов; Вступление России в Болонский процесс, который требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
Берлинское коммюнике ( ) Два уровня ВО (Бакалавр- Магистр) Приложение к диплому Мобильность студентов и преподавателей Гарантии качества образования Инновации Система зачетных единиц
Определение качества в стандартах ISO Международный стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества»: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей». Новая версия стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»): «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям»
Концепция качества Качество процессов Качество результатов Качество системы
Менеджмент качества СоставляющиеСодержание процессов менеджмента качества 1Разработка политики и целей в области качества Официальная формулировка высшим руководством общих намерений и направлений деятельности организации в области качества 2Планирование качества Установление конкретных целей в области качества и определение необходимых процессов жизненного цикла продукции и требуемых ресурсов для достижения целей в области качества 3Управление качествомДеятельность, направленная на выполнение требований по качеству 4Обеспечение качестваЧасть МК, направленная на создание уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены 5Улучшение качестваЧасть МК, направленная на увеличение способности выполнить требования по качеству МК – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
Результат образовательной деятельности вуза Абитуриенты со знаниями, умениями, навыками Специалисты со своим уровнем компетенций Образовательная деятельность вуза Входы ВУЗВыход Продукция (результат) образовательной деятельности вуза – специалисты, обладающие определенным уровнем компетенций, подтвержденных соответствующими квалификационными документами
Принципы менеджмента качества по ISO 9000:2000 Лидерство руководства Процессный подход Принятие решений, основанное на фактах Системный подход к менеджменту Постоянное улучшение Взаимовыгодные отношения с поставщиками Вовлечение работников Ориентация на потребителя
Ключевые факторы образования Ключевые факторы образованияОни определяют 1 Качество содержания образования, т.е. качество образовательных программ Чему мы учим 2 Качество абитуриентов и студентов Кого мы учим 3 Положительная мотивация обучающихсяХотят ли они учиться 4 Качество обеспечения образовательного процесса (методического, информационного, материально- технического) Как обеспечено обучение 5 Качество преподавательского составаКто учит 6 Положительная мотивация персоналаХотят ли они учить 7 Качество технологий обученияКак учат 8 Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются знания и навыки 9 Качество общего менеджмента вузаКак управляют вузом
Основные принципы построения СК ОУ Формирование стратегии, политики и целей в области качества; Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ; Управление ресурсами, Управление процессами и процедурами – управление основными (обучение, научная деятельность, ДПО, воспроизводство кадров) и вспомогательными процессами ОУ;
Основные принципы построения СК ОУ Мониторинг и контроль (измерение) – измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая: оценку студентов; проведение измерений основных показателей деятельности ОУ; проведение маркетинговых и социологических исследований; обработку и анализ результатов измерений и исследований; оценку результатов образовательной деятельности и отдельных процессов ОУ; определение конкурентных позиций ОУ.
Область применения СК ОУ (1) Основные процессы деятельности ОУ: Маркетинг научных, образовательных услуг и рынка труда; Проектирование и разработка образовательных программ; Довузовская подготовка и прием студентов; Реализация ООП; Воспитательная работа со студентами; Проектирование и реализация программ ДПО; Послевузовское образование; Научно-исследовательская и инновационная деятельность.
Область применения СК ОУ (2) Вспомогательные процессы ОУ: Финансовое обеспечение научно-образовательного процесса; Кадровое обеспечение; Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов; Управление образовательной средой; Издательская деятельность; Библиотечное и информационное обслуживание; Управление инфраструктурой; Обеспечение БЖД; Социальная поддержка студентов и сотрудников.
Бизнес-процесс и его компоненты ПРОЦЕСС Регламентирующие документы, контроль и управление Долговременные ресурсы: Персонал, знания, навыки, информация, здания, оборудование, технологии, методы Преобразуем ые ресурсы Продукты, услуги, информация документы Входы Выходы
Для управления процессами организация должна: Идентифицировать процессы менеджмента (основные и вспомогательные); Подчинить каждый процесс ответственному за него лицу – владельцу процесса; Разработать систему постоянного контроля и улучшения каждого процесса, включая систему измерения параметров; В случае необходимости - провести «реинжиниринг» процесса; Переориентировать важные системы управления: финансовую, кадровую, снабжения и т.д. на поддержку процесса.
Декомпозиция процессов Выход: Дипломированный специалист Главный образовательный процесс(прием, обучение, контроль, ИГА) Прием студентов Обучение в семестре Подготовка к сессии и сессия ИГА Подготовка к сессии Проведение сессии Обработка результатов Расписание экзаменов, ведомости, билеты Заполненные ведомости Переэкзаменовка, приказы на стипендии и отчисление
Структура документации СК ОУ Политика, Руководство по качеству Спецификация процессов, ДП Документы по планированию Записи по качеству Правовые, нормативные и технические документы Организационно-правовые и методические документы
Аудит качества образовательной деятельности в вузе Аудит – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Виды аудита: Внешний аудит; Внутренний аудит; Аудит системы МК; Аудит качества процесса; Аудит качества продукции.
Спасибо за внимание