Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа
Использование личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы Обобщение педагогического опыта Федорова М.А. учитель русского языка и литературы
«Хороший учитель даст ученику готовую истину, а отличный – поможет ему открыть её самому» Я.А. Коменский
создать условия для проявления познавательной активности учеников, повышать качество образования. и спользование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; с оздание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; с тимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; о ценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; с оздание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика; ф ормирование собственной жизненной позиции. Цель опыта: Задачи:
Позиция педагога в личностно ориентированном процессе: о рганизатор и координатор творческого учебного процесса; н аправляет деятельность учеников в нужное русло; у читывает индивидуальные способности каждого ученика.
Ведущая педагогическая идея опыта Научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи
Принцип цикличности Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип активного обучения Принцип связи теории с практикой Принцип систематичности и последовательности Принцип наглядности Принципы обучения Принцип доступности и индивидуализации Принцип повторения умений и навыков Принцип активности Принцип сознательности
Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъектно-личностный Личностно ориентированное – это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности. Для выстраивания модели личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы использую следующие подходы:
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Немаловажным фактором является использование проблемных ситуаций.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения. Также на уроках русского языка и литературы используется такая форма обучения, как диалоговая форма процесса познания.
Одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов. Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конкурсах художественного слова – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества, поверить в собственные силы.
Применение компьютерных технологий для организации личностно ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение, а также в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся.
Повышение качества знаний учащихся Формирование личностного смысла ученика Повышается мотивация учения Эмоциональное благополучие ребенка в классе
Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учеников. Доступность опыта Доступность опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ. Область применения: 5-8 классы
Спасибо за внимание!