Новые цели школьного математического образования и роль фундаментальных понятий в формировании метазнаний и метаумений учащихся Смольцаренко Любовь Андреевна, учитель математики МОУ СОШ 85, г.Хабаровск
«Знакомство с математикой учит отличать правильное рассуждение от неправильного. А без этого умения человеческое сообщество превращается в легко управляемое демагогами стадо... Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции» В. И. Арнольд
"математика" (mathein) - учиться, познавать. "математика" (mathematike) "наука", "познание" (mathema).
"К области математики относят науки, в которых рассматриваются либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звезды, звуки или что-нибудь другое...; таким образом, должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов..." Рене Декарт
Изучение математики в средней школе направлено на достижение следующих целей: 1.В направлении личностного развития Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей
2) В метапредметном направлении Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; Развитие представлений о предмете как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности
3) В предметном направлении Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Архив 2010 года «Фундаментальные понятия» 1. Модель и способ «Фундаментальные понятия» 2. Изменение и развитие «Фундаментальные понятия» 3. Теория и практика «Фундаментальные понятия» 4. Простое и сложное «Фундаментальные понятия» 5. Жизнь и смерть Архив 2009 «Фундаментальные понятия» 1. Пространство и время «Фундаментальные понятия» 2. Звук и цвет «Фундаментальные понятия» 3. Симметрия и отражение «Фундаментальные понятия» 4. Энергия и работа «Фундаментальные понятия» 5. Порядок и хаос «Фундаментальные понятия» 6. Пути познания «Фундаментальные понятия» 7. Постулаты и доказательства «Фундаментальные понятия» 8. Движение «Фундаментальные понятия» 9. Измерения и погрешности «Фундаментальные понятия» 10. Мифы «Фундаментальные понятия» 11. Начало и конец «Фундаментальные понятия» 12. Позиция и роль