1 Московская школа политических исследований ГОЛИЦЫНОМАЙ, 2007
2 Жизнь в «междувременье» Питер Брёгел (1525/30 – 1569) Европа между «старым» и «новым» временами Художник в междувременье: в чем миссия? Жизнь между гротеском и реальностью Творчество – призвание или проклятие? Взгляд: из прошлого в будущее Что такое «одно» поколение? Отрезок времени (парабола исторической демографии) Кусок истории (культурная протяженность) Целостность эпохи (зримые символы и образы начала и конца непрерывности) Воображаемая общность (ценности, вкусы, традиции, т.д.) Фигура речи (оценка шансов, возможностей и ответственности)
3 Современное (пол)поколение: как его понять и выразить? Наше (пол)поколение: объективные и субъективные составляющие? Глобальное и локальное в нашем (пол)поколении? Как наше (пол)поколения видится изнутри и снаружи? Какие ценности нашего (пол)поколения? Какова идентичность нашего (пол)поколения? А не пора ли выступить с политическим завещанием? Наше (пол)поколение как самоидентичность Мифы нашего (пол)поколения Рассказы о нашем (пол)поколении Наше (пол)поколение 1.Правда и вымысел 2.Главное и второстепенное 3.Универсальное и специфическое
4 Жизнь на стыке поколений ПРИЗНАКИ Постоянный поиск себя Размытые критерии жизненного пути человека, отсутствие строгих стандартов жизненного успеха и неудач Профессиональная переквалификация (причем, многократная) Осознанный и порой неизбежный выбор в пользу «жизни с нуля» ………………… В чем, по Вашему, сегодня заключается извечный «конфликт поколений»? Межвременье объективно, но переживается сугубо индивидуально: оно всегда оценивается как Кризис.
5 Полпоколение: феномен или синдром? Наше поколение – это «состояние ума» или «объективная реальность»? …«человек обыкновенный»? - простейший и самый очевидный вариант его поведения приспособительный (понижающая адаптация, снижение запросов, устойчивая тревожность «как бы хуже не было», сочетаемые, впрочем, с надеждами на «чудо твердой руки»). Но ни очевидность, ни распространенность не делают этот вариант единственно возможным. (Ю.Левада, 2005)
6 Полпоколение - ведущие или ведомые? Евангелие от Матфея 15:14...слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 1.Вы считаете себя ведущими или ведомыми по жизни? 2.А, может быть, и тем, и другим – каждый раз по-разному? 3.Кто сегодня в России должный стать «ведущими»? С какой миссией и задачами?
7 Полпоколение: успехи и неудачи (1) 1.Как можно описать общие успехи нашего (пол)поколения (для самих себя и для других)? 2.Состоят ли общие успехи нашего (пол(поколения из наших же индиви- дуальных успехов или это – нечто надынди- видуальное? На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Поэтому дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Книга Бытия гл.11: 1-9)
8 Полпоколение: успехи и неудачи (2) 1.Что наше (пол)по- коление сочтет нашими главными неудачами? 2.Как Вам кажется, каковыми видятся наши неудачи со стороны? Homo homini lupus est - человек человеку волк Homo homini bestia est - человек человеку тварь Homo homini Deus est - человек человеку Бог Как Вы ответите сами себе на вопрос: какая моя самая главная неудача в моей сегодняшней жизни?
9 Полпоколение: жизнь сегодня и завтра Сегодняшнее поколение ставит переде собой индивидуальные и коллективные задачи. Они могут совпадать, а могут и не совпадать. Я конечно, презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. (А.С.Пушкин) Нам важна не "партия власти". Нам важно, чтобы власть в строгом соответствии с законом смогла сыграть свою единственно правильную партию - партию чистых и демократических выборов (Б.Н.Ельцин) Какие задачи Вы ставите пред собой, и как, по Вашему, они совпадают с задачами, которые стоят перед обществом и государством сегодня?
10 Полпоколение: «повестка дня» для жизнь «после завтра» Что, по Вашему, должно свершиться в обществе и государстве, чтобы Вы точно могли бы сказать: «Наше поколение свою историческую миссию выполнило!»
11 А состоится ли наше «целое» поколение? Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Евангелие от Матфея 5:1-12 Что послужит завершению истории нашего поколения? Какое и каковым станет следующее поколение? Когда оно начнется? Что оно будет думать и говорить о нашем поколении?
12 Полпоколение в исторической памяти 1.Из близкого будущего наше поколение увидят таким образом:.....? 2.Из далеко будущего оно же может показаться и вовсе другим: «…это было поколение людей, которые во тьме двигались, как им тогда казалось, вперед, но не узрели они в жизни своей света в конце туннеля…» «…Будет некогда день, и погибнет священная Троя» («Илиада») История - как «прошедшее будущее» - оперирует большими фактами и «любит» сухой остаток, и поэтому уже даже сегодня задаваясь вопросом о том, какой след оставит наше поколение, она непрестанно «повторяет»: «… а какой свет оно хотят увидеть в конце тоннеля?»
13