Бортникова С.Л. Духовно-нравственная сфера Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов
Основной круг вопросов, проверяемых в рамках ЕГЭ культура и духовная жизнь: понятие «культура», К. как социальное явление, материальная и духовная К., пути приращения культурных ценностей; формы и разновидности К.: народная, массовая и элитарные К., их признаки; понятие субкультуры, молодёжная субкультура; средства массовой информации: место СМИ в системе массовой коммуникации, отличительные черты и социальные функции СМИ;
(продолжение) искусство, его формы и основные направления: понятие «искусство», специфика И. в сравнении с другими областями культуры, формы и основные направления И.; наука: понятие и социальные функции Н. в сравнении с другими областями культуры, современный этап развития Н.; образование и самообразование: понятие и социальные функции системы образования, базовые принципы развития современной системы О., система О. в РФ, цели и специфика самообразования;
(продолжение) религия как феномен культуры: понятие «религия», специфика Р. В сравнении с другими областями К., социальные функции Р., типология Р., мировые Р.; мораль и её категории: понятие «мораль», М. в ряду социальных норм, социальные функции М., базовые категории М.; тенденции духовной жизни современной России.
Культура (в узких смыслах) - Совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством. Собирательное понятие, объединяющее искусство, религию, науку, образование. Исторически обусловленный уровень развития общества в единстве его материальной и духовной жизни.
Культура (в широком смысле) - универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создаёт мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
1. Понятие «культура» в широком смысле включает в себя 1) общество как целое; 2) весь материальный и духовный мир; 3) природу, испытывающую воздействие человека; 4) всё, что создано человечеством.
Виды деятельности 1. Практическая: а) материально- производственная; б) социально- преобразовательная. 2. Духовная: а) прогностическая; б) познавательная; в) ценностно- ориентировочная. 3. Творческая. 4. Трудовая. 5. Игровая. 6. Созидательная. 7. Разрушительная.
2. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности людей, а также их результаты в совокупности можно назвать 1) культурой; 2) обществом; 3) материальным миром; 4) цивилизацией.
3. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры? А. Ценности контркультуры не совпадают с ценностями господствующей культуры. Б. Со временем контркультура может стать господствующей культурой. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только В; 4) оба суждения неверны.
В чём различие культур массовой, элитарной и народной? Назовите продукты этих культур.
4. Элитарная культура в отличие от массовой 1) влияет на культурные запросы и потребности личности; 2) учитывает запросы наиболее взыскательной части публики; 3) создаётся профессиональными авторами; 4) носит интернациональный характер.
5. Найдите в приведённом списке примеры произведений народной культуры 1) «мыльная опера» 2) детектив 3) шлягер 4) частушка 5) былина
В ряду средств, обеспечивающих массовую коммуникацию, принято различать: СМИ – периодическая печать (пресса), радио, телевидение; средства массового воздействия – кино, театр, цирк, иные зрелищные представления, художественная литература; собственно технические средства коммуникации – телефон, факс, компьютерные сети и т.п.
Признаки СМИ: регулярность воздействия на массовую аудиторию; тиражирование социально значимой информации; предоставление актуальной информации, ориентированной на целевые группы аудитории и др.
6. Найдите в приведённом списке примеры СМИ 1) Газета «Аргументы и факты» 2) Журнал «Вопросы философии» 3) Радиостанция «Хит-FM» 4) Детектив-бестселлер 5) Театр «Сатирикон» 6) Киностудия «Мосфильм»
7. Верны ли следующие суждения о СМИ? А. В условиях рыночной экономики все СМИ принадлежат частным лицам или организациям. Б. СМИ появились в условиях перехода общества в постиндустриальную фазу развития. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только В; 4) оба суждения неверны.
Отличительная черта искусства: В произведениях искусства, даже наиболее приближенных к реальности (как, например, художественная фотография), всегда отражается авторское «видение», особое отношение к окружающему миру. Собственно, творческий процесс в искусстве является выражением авторского восприятия мира в художественных образах.
8. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 1) стремление к доказательности выдвигаемых положений 2) образное видение мира 3) подчёркнутая субъективность 4) преимущественно вертикальный характер преемственности СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ А. наука Б. искусство
9. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны характеризовать деятельность художника, а три последующие – процесс работы учёного. 1) Выбор сюжета 2) Выдвижение гипотезы 3) Выстраивание композиции 4) Теоретическое осмысление фактов 5) Создание художественного образа 6) Экспериментальная проверка Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания без пробелов.
10. Верны ли следующие суждения о науке? Науку можно охарактеризовать как: А. особую систему знаний, объективно отражающих реальный мир. Б. совокупность особых методов, средств получения и интерпретации полученных знаний. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только В; 4) оба суждения неверны.
11. Проблема социальной ответственности учёных стала особенно актуальной, так как 1) современная наука обогащает знания людей об окружающем мире; 2) наука вторгается в такие области реальной жизни, изучение которых может радикально изменить представления людей; 3) использование результатов научных открытий слабо контролируется обществом; 4) научная деятельность приобретает всё более интернациональный характер.
12. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования? Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире. Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только В; 4) оба суждения неверны.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится её функционирование.
Образовательные ступени системы образования РФ: Дошкольное образование. Общее образование: 1) начальное образование (1-4 классы); 2) основное общее образование (5-9 кл.); 3) среднее (полное) общее образование (10-11, кл.). Профессиональное образование: 1) начальное; 2) среднее; 3) высшее; 4) послевузовское. Система дополнительного образования (кружки, секции, курсы и т.д.).
13. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ: 1) среднее общее образование является обязательным в РФ; 2) государство гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность среднего общего образования; 3) набор обязательных базовых курсов в средней школе устанавливается местными органами образования; 4) государственные стандарты среднего образования определяют содержание образования только в государственных школах.
Религия - Лат. «связывание, повторное обращение к чему- либо». Взаимоотношения между Богом и человеком. Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Специфическая форма общественного сознания, извращённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (с точки зрения атеизма).
Типология религий по количеству богов религии политеистические многобожие монотеистические единобожие
3 группы религий Родоплеменные: тотемизм, анимизм, фетишизм, ведовство, знахарство, шаманизм, архаические аграрные культы, культы мужских союзов и т.д. Национально- государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм, синтоизм и т.д. Мировые религии, для которых характерно огромное число последователей во всём мире, космополитизм, эгалитаризм, активная миссионерская деятельность: буддизм, ислам, христианство
Формы религий: Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Анимизм – вера в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
14. Какое слово пропущено в схеме? религии Племенные (архаические)...Мировые
15. Какое слово пропущено в схеме? Мировые религии в современном мире...христианствоислам
16. К мировым религиям относится 1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство
17.Установите соответствие между формами и видами религии: 1) буддизм 2) шаманизм 3) христианство 4) знахарство 5) индуизм 6) ислам 7) анимизм 8) фетишизм 9) синтоизм А) родоплеменные Б) национально- государственные В) мировые Запишите последовательность букв без пробелов и других символов.
Мораль - это феномен человеческого сознания, разновидность социальных норм, целью которых является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной счастливой жизни.
Функции морали: 1) Носят всеобщий характер, то есть распространяются на всех людей. 2) М. направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни. 3) Действие М. основано на сформированности у конкретного человека способности относительно самостоятельно определять и направлять линию своего поведения при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций (эта способность выражается в таких категориях, как «совесть», «долг», «честь»).
18. Моральные нормы 1) поддерживаются в основном силой общественного мнения 2) всегда закрепляются в специальных общегосударственных документах 3) разрабатываются научными учреждениями 4) формируют у людей представление о прекрасном и безобразном
Ответы: 1) 4 2) 1 3) 3 4) 2 5) 45 6) 13 7) 4 8) АББА 9) ) 3 11) 3 12) 1 13) 2 14) национально-государственные или национальные 15) буддизм 16) 1 17) ВАВАБВААБ 18) 1