Влияние ислама в последнее десятилетие стало значимой составляющей политических процессов. Можно утверждать, что современные межд. отношения характеризуются влиянием на них исламского фактора и это, в свою очередь, является отличительной их чертой. Государства, стремящиеся к исламскому возрождению или ренессансу, в конце XX века превратились в активных субъектов межд. отношений, обладающих финансовой мощью, но не ставших пока глобальными акторами, так как мир уже управлялся. У лидеров богатых исламских стран появилась потребность в переделе политического могущества.
В работе рассматривается внешнеполитическая деятельность исламских субъектов международных отношений с целью определить размах и характер влияния исламского фактора на них самих и на международные отношения в целом. Данную цель можно достичь через выполнение следующих задач: 1. раскрыть понятие исламского фактора в международных отношениях; 2. проанализировать влияние исламского фактора на внешнеполитическую деятельность королевства Саудовской Аравии (КСА); 3. проанализировать влияние исламского фактора на внешнеполитическую деятельность Исламской Республики Иран (ИРИ); 4. рассмотреть деятельность международных исламских организаций
Объект – религия ислам, Исламская Республика Иран (ИРИ), Королевство Саудовская Аравия (КСА), Организация Исламской Конференции (ОИК), Аль-Кайде. Предмет – проявление влияния исламского фактора во внешней политики ИРИ и КСА, в деятельности исламских организаций и проявление влияния исламского фактора на мир в целом.
Структурно работа представлена следующим образом: Введение - Глава 1 «Формирование исламского фактора в международных отношениях»; - Глава 2 «Внешнеполитическая деятельности ИРИ и КСА»; 2.1 Внешняя политика ИРИ 2.2 Внешняя политика КСА - Глава 3 «Деятельности исламских международных организаций»; 3.1 Исламская солидарность. Исламские организации. Создание и деятельность ОИК 3.2 Терроризм. Создание и деятельность Аль-Кайде Заключение Список использованных источников
Исламский фактор - это влияние религии ислама на мировую и внутреннюю политику государств и на мир в целом. Это влияние проявляется в двух измерениях: мирное и агрессивное. Идеологическим обеспечением исламского фактора является ислам. Отличие ислама: система исполнения религиозных предписаний, ислам – это сложная религиозно-политическая доктрина (исламистская и фундаменталистская категории). Исламизм в качестве политического течения появился в 1960-х гг., что было связано с исламским ренессансом. Таким образом, можно сделать вывод, что ислам – самая политизированная религия. Мусульманская религия разнородна. Наибольший интерес представляет фундаментализм политической формы с его умеренным и экстремистским течением. Политический умеренный фундаментализм является основополагающим для множества исламских государств Ближнего Востока, в то время как политический экстремистский был взят за основу террористическими исламистскими организациями. Истоками фундаментализма следует считать хариджитианство и ваххабизм, что привнесло в религиозно-политический проект агрессивность и тоталитарный налет. В действительности экстремистская доктрина Ваххаба противоречит положениям ислама. Сегодня основной цвет терроризма – зеленый, так как на роль идеологического обеспечения терроризма был выбран ислам, а точнее псевдоислам.
Исламская республика Иран и королевство Саудовская Аравия – мусульманские страны, но между странами имеются религиозное, территориальное, лидерское, идеологическое противостояния. То, что объединяет две страны, - это влияние исламского фактора на внешнюю политику. Шиитский ислам в Иране имеет конституционный статус государственной религии. Свержение монархии в 1979 г. привело к созданию исламского режима. Но слияние религии и политики не выдержали испытания и проявилось в кризисе внутренней жизни, вследствие краха внешнеполитической доктрины. Главным принципом изменений становится принцип прагматизма, на основе которого имела место эволюция. Новый президент М. Хатами выступил за дипломатическую открытость, развитие диалога. Но основная цель внешней политики ИРИ все равно остается неизменной – ренессанс ислама как мировой цивилизации, и новое руководство ИРИ лишь модифицировало методы ее достижения, выдвинув идею диалога цивилизаций, и сделав акцент на культурный аспект. Тем не менее, началась разрядка отношений ИРИ с миром. Приоритетными направлениями деятельности были западное и южное направления. Изменения произошли с приходом к власти нынешнего президента Ахмадинежада, который во внешней политике придерживается консервативных взглядов.
Классическим примером традиционной исламской политической концепции является саудовское королевство. Религиозная уния привела к образованию королевства в 1932 г. Аравия – колыбель ваххабизма. Ваххабизм является идеологией СА, хотя и в модифицированном виде, так как на практике не выдержал столкновения с реалиями. Во внешнеполитическом процессе важную роль играет легитимизация с точки зрения ислама тех или иных решений, хотя и исламские нормы иногда отодвигаются на второй план. Особенностью и одновременно влиянием исламского фактора на внешнюю политику СА является проявление фактора исламской солидарности. Объективные и субъективные факторы лидерства СА позволяют ей быть первым вагоном мусульманского локомотива. Во времена правления Фахда бен Абдель Азиза ( гг.) и Абдаллы бен Абдель Азизи усилила свою роль в мире в интересах сплочения мусульманского мира. Характерной особенностью внешнеполитической доктрин и дипломатической практики ИРИ и КСА является фокусирование на исламской солидарности. Исламская солидарность, или призыв к исламскому единству, преследует сотрудничество и объединение между арабскими и исламскими странами. Реализация арабо-исламского компонента во внешней политике осуществляется по каналам двусторонних отношений и региональных организаций (ССАГПЗ, ЛАГ, ОИК). Наиболее представительной и авторитетной в зоне распространения ислама является созданная по инициативе Саудовской Аравии Организация исламская конференция в 1969 г. с секретариатом в Джидде, Саудовская Аравия. Организация создана для преодоления трудностей, стоящих перед мусульманским миром, и ОИК – это первый шаг в создании мусульманской системы международных отношений. Однако до сих пор ни одна из мирных международных исламских организаций не стала связующим центром будущего халифата, по причине существование множества противоречий в мусульманском мире.
Аль-Кайде выступает примером исламской международной организации радикального воинствующего толка. Сегодня «Аль-Каиде» - синоним международного исламистского терроризма. Особенности современного терроризма – это его налаженная организационная структура, интернационализм и глобализм, исламистский характер. Уникальность «Аль-Каиды» заключается в том, что она смогла подчинить или объединить множество террористических групп, доселе действовавших независимо друг от друга. Причины террористических атак вытекают не только из формулы исламистского фундаментализма, но также и из принципа «мусульманской солидарности» в его экстремистском видении. После террористических атак 11 сентября 2001 г. администрация Буша взяла подход «силовых действий». После атак была увеличена интенсивность контртеррористических операций. Контртеррористические действия имели свои последствия в мировом сознании: усилили антизападные, антихристианские настроения в мусульманском мире и радикализацию, с другой стороны – исламофобию и радикализм в западном мире, что может стать причиной изоляционизма, расизма предубеждения и жестокости по отношению к меньшинствам. Можно сказать, что на этой почве происходит столкновение цивилизаций.
С уважением Валерия Кедич