Бестужев Е.Л. Религиозная толерантность.
Актуальность проблемы религиозной толерантности Усиление влияние религии на все стороны общественной жизни и в мире Россия – многоконфессиональная страна После десятилетий политики госатеизма в России наступил этап бурного религиозного возрождения, который имеет не только положительные но и отрицательные стороны В России идет процесс политизации религии, особенно это касается православия и ислама Рост числа экстремистских проявлений на религиозной почве Религиозный экстремизм иррационален, имеет более глубокие корни, чем другие виды экстремизма.
Понятие религиозной толерантности Толерантность не есть веротерпимость Религиозная толерантность – отказ от насильственного навязывания своих взглядов и нравственных установок обществу, в т.ч. с помощью государственно-правовых институтов Межконфессиональныя толерантность – признание за другими конфессиями права на существование, готовность к диалогу и сотрудничеству с ними. Религиозный экстремизм наиболее опасен, т.к. он иррационален, высшее его проявление - фанатизм
Фанатизм – непоколебимая приверженность своим убеждениям и вере, нетерпимость к другим взглядам. Фундаментализм – частный случай фанатизма – приверженность веками сложившимся архаичным ценностям, формам и способам организации жизни Терроризм – насильственное проявление экстремизма: стремление насильственно обратить мир в свою веру, чувство угрозы со стороны внешнего мира для традиционных ценностей, в религии заложен принцип насильственной борьбы за веру
Связь религиозной толерантности с другими видами толерантности Религия дает государствообразующий и этнообразующий миф, идею национального превосходства Лозунг «Христос – был белый человек» Гендерная дискриминация присутствует в христианстве и в исламе Сексуальная нетерпимость, особенно – гомофобия Социальная нетерпимость – земные блага – есть зло
Религиозная нетерпимость в политике Два подхода к происхождению государственной, власть, роль религии в их формировании Христианские взгляды на государство идея «двух мечей», идея «симфонии» Отличия ислама от христианства во взглядах на государство и право Традиционализм как реакция на процесс модернизации
Религиозный фундаментализм (политическая религия) Идеологическое и духовное противостояние религиозной система внешнему миру может привести к экстремизму, насилию и террору Политический экстремизм в большинстве случаев имеет религиозные корни Фундаментализм выражается в постоянном стремлении противостоять модернизации, связан с радикализмом (radix – корень) – стремление к быстрому достижению политических целей силовыми методами и фанатизмом (fanum – иступленный) – непоколебимая приверженность своим и нетерпимость к другим взглядам и верованиям
Проявления религиозного экстремизма в политике Религиозные корни традиционализма Политическая модернизация связана с универсальным характером прав человека. Существуют две несовместимые жизненные стратегии – модернистская и традиционалистская Традиционализм отрицает универсальный характер прав человека Традиционализм отдает преимущества коллективным правам. Отрицание универсального характера прав человека и признание коллективных прав ведет к отрицанию идеи прав человека
Проявления религиозного фундаментализма в различных конфессиях Проявления нетерпимости в организациях, близких к РПЦ Проявления экстремизма в маргинальных группах, относящих себя к православию Связь православного фундаментализма с исламским Вопросы толерантности в свете Основ социальной концепции РПЦ РПЦ и права человека: Основы социальной концепции, выступления и публикации митрополита Кирилла
Взаимодействие религии и политики в 2- х плоскостях: материальной и духовной. Возможны 2 крайности. Устремленность к трансцендентному (монофизитско – спиритуалистический подход) Устремленность к материальному при игнорировании духовного (материализм, его политическая проекция – коммунизм). Крайности сходятся: религиозное монофизитство ведет к деперсонализации, коммунистическая идеология побеждает именно в восточных деспотиях, старая форма наполняется новым, якобы материалистическим содержанием.
Отношение россиян к религии (исследования центра Ю.Левады) В 1989 – 1991 православными себя считали 30%, 40 – 50% в 1998 и более 50% после 1999 Доверие церкви в 1993 выразили 57%, в 2003 – 37% Согласно др. исследованиям, верующими себя считают не более 30% Более 70% крещены в православии
Экуменизм как социокультурное явление Зарождение Экуменического движения, II Ватиканский Собор, осознание Церковью миротворческой функции, Создание Всемирного Совета Церквей, участие РПЦ в работе ВСЦ Глава XI ОСК РПЦ говорит о духовной и культурной экспансии, угрожающей традиционным ценностям, но прямых высказываний против экуменизма нет, ОВС работает в плане развития межконфессионального диалога Экуменическое направление в РПЦ и в православной религиозной мысли. Негативное отношение к экуменизму в РПЦ и исламе
Доклад митрополита Кирилла на Всемирном Русском соборе В докладе указывается, что современные представлении о правах человека возникли в западной культуре, основанной на индивидуализме, которая чужда российскому сознанию. Свобода в данной концепции понимается как свобода от греха (католическая церковь допускает свободу греха, как свободу личного выбора) Отношение церкви на западе к отдельным проявлением индивидуальной свободы такое же как и у РПЦ, но там признается принципиальное различие церковной и светской морали.
Когда религиозные права выступают в качестве коллективных, это ведет к нарушению индивидуальных прав. Происходит постоянное расширение понятия «оскорбление религиозных чувств», что несет угрозу светским либеральным ценностям и индивидуальным правам. Превращение РПЦ в самую влиятельную политическую силу.
Православие и ислам в России Православие и ислам основные «традиционные» религии на территории РФ Согласно Конституции РФ – светское государство, ни одна религия не может заявлять о своем превосходстве над другой В 1996 г. МВД подписано соглашение с патриархом, одной из целей кот. Была защита граждан от духовной агрессии, в 1997 г. принят новый закон о свободе совести, разделивший конфессии на традиционные и нетрадиционные РПЦ обвиняет ислам в прозелитизме (его приняли несколько тысяч русских)
Рост фундаменталистских тенденций в исламе и в РПЦ Конкретные проявления экстремизма: противодействие строительству мечетей, банк данных лиц, противодействующих исламу, заявление Т. Тайжутдина и джихаде против США разрушение часовни в Набережных Челнах, требование построить мечеть в Сергиевом Посаде Позиция духовных лидеров и рядовых верующих не всегда совпадают
Процесс политизации ислама и православия В исламе отсутствует разделение жизни на мирскую и духовную, процесс его политизации более явно выражен Обе религии в своих программных документах допускают возможность мирного противодействия государству, когда оно приходит в явное противоречие с конфессиональными установками.
Основные выводы Процесс религиозного возрождения в России не однозначно влияет на развитие общества Позиции конфессиональных элит и рядовых верующих не всегда совпадают Взаимоотношения «РПЦ – Российский ислам» выходят за рамки диалога «христиане – мусульмане» Религиозный экстремизм лежит в основе других форм экстремизма
Проблемы межрелигиозного диалога 1947 – 1991 г. – ключевая проблема было гонка вооружений и опасность ядерной мировой войны Демографический взрыв в странах 3 – го мира, депопуляция в развитых Состояние окружающей среды. Проблемой озабочены только в развитых странах
Вопрос культуры (наиболее сложный и спорный) Преступность: терроризм, теневая экономика сравнялась с не теневой. Как относиться к преступникам, с позиций гуманизма или репрессий Качественные изменения условий развития личности и общества Религия и школа