Особенности федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в 2013/2014 учебном году Г.П. Севастьянова, ИРОСТ 2013
Контакты Севастьянова Галина Павловна, методист координационно-методического отдела института развития образования и социальных технологий Курганской области ИРОСТ: ул. Пичугина, 38, каб. 104 Телефон 8 (3522)
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учебного книгообеспечения Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказы Министерства образования и науки РФ о введении федеральных государственных образовательных стандартов Приказ Минобрнауки РФ от г об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год
4 Приказы об утверждении стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года 413
5 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности
Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федеральных перечней учебников Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от г (Опубликован в «Российской газете» 27 от г.)
Приложение 1 Перечень рекомендованных учебников - Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту - Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.) 7 Структура федерального перечня учебников
Приложение 2 Перечень допущенных учебников 1. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие ФГОС) 2. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие ФК ГОС 2004г.) 8 Структура федерального перечня учебников
Приложение 3 Перечень учебников, рекомендованных к использованию в специальных (коррекционных) УО Приложение 4 Перечень учебников, допущенных к использованию в специальных (коррекционных) УО 9 Структура федерального перечня учебников
Федеральные перечни 2012/2013 и 2013/2014 учебных годов 2012/2013 учебный год 2013/2014 учебный год Приложение Приложение Приложение 368 Приложение Итого
Федеральный перечень 2013/2014 учебного года Уровни учебников для старших классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 г.) базовый и углубленныйбазовый и профильный
Федеральный перечень 2013/2014 учебного года В разделы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включено - для начальной школы - 29 учебников - для пятых классов - 7 учебников по отдельным модулям: православию, исламу, буддизму, иудаизму и общие по программе «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Федеральный перечень 2013/2014 учебного года В перечень включены учебники для старшей школы по дополнительным учебным предметам: астрономии, искусству, истории русской культуры, истории религий народов России, риторике, светской этике и технологии
Об использовании учебников в образовательном процессе Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011г. МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе» Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2012г. МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников»
Письмо Минобрнауки РФ от 8 декабря 2011 г. МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе» Федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаются Минобрнауки России на основе экспертизы содержания учебников в экспертных организациях: Российской академии наук (научная экспертиза) и Российской академии образования (педагогическая экспертиза).
Письмо Минобрнауки РФ от 8 декабря 2011 г. МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе» Учебники включаются в федеральные перечни на основе экспертизы учебников, проведенной в период действия государственного образовательного стандарта на соответствие с которым прошли экспертизу (до 10 лет). Это дает возможность школам не закупать учебники по одним и тем же предметам ежегодно, за исключением физического износа, который устанавливается по факту в каждом конкретном случае. К новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.
Письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2012 г. МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников» (опубликовано в «Вестнике образования» 5-6 за 2012 год) Информация по каждому учебнику* сформирована в федеральных перечнях учебников в соответствии с Административным регламентом (название учебника, автор(ы), предмет, класс, издательство). ______________ * На основании межгосударственного стандарта ГОСТ (дата введения ) учебник может быть в печатной или электронной форме.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказами Министерства образования и науки РФ от г. 729; от г. 2; от г. 16 (Опубликованы в «Вестнике образования» 5-6 за 2012г.
Финансирование школьных библиотек Финансирование расходов на школьные учебники и пособия ФЗ «Об образовании в РФ» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Механизм финансирования – предоставление субвенций местным бюджетам (п.3 ч.1 ст.8) и предоставление субсидий частным образовательным организациям (п.6 ч.1 ст.8) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Модернизация региональных систем общего образования и повышение заработной платы учителей Общий объем федеральных средств за года составляет порядка 120 млрд.рублей: 2011 г.- 20 млрд.рублей; 2012 г.- 60 млрд.рублей; 2013 г.- 40 млрд.рублей. Размер субсидий субъекту РФ рассчитывается с учетом количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях и расчетного уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Курганской области в 2011 году предоставлены субсидии в размере почти 190 млн.руб., в 2012 году – 550 млн.руб., в 2013 году – 383,862 млн.руб. На пополнение библиотечного фонда - 45,3 млн.руб.
Модернизация региональных систем общего образования Средства, предоставленные бюджетам субъектов РФ, могут быть израсходованы на: - приобретение … компьютерного оборудование, - пополнение фондов школьных библиотек; -увеличение пропускной способности и оплату интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении федеральных перечней учебников… на 2013/14 учебный год» 3. Признать утратившим силу приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г «Об утверждении федеральных перечней учебников… на 2011/2012 учебный год»
О мониторинге использования учебников В течение февраля – марта 2013 года необходимо провести мониторинг использования учебников: - Количество учащихся, которые будут обучаться по тому или другому учебнику с 1 сентября 2013 года; - Количество этих учебников в школьной библиотеке; - Количество учебников, запланированное к закупке
21 марта с до состоится вебинар: «Инновационное проектирование развития школьных библиотек» О плане работы на 2013 год: ПДС с использованием дистанционных технологий для специалистов по школьным библиотекам