Материалы к педагогическому совету. Дата проведения - 12 января 2008 года. Место проведения – кабинет информационных технологий 2.5.
Личностно ориентированное обучение. Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения. А.Сент- Экзюпери.
Успешность педагогического труда. Технологические характеристики личностно ориентированного урока. Коммуникативная культура учителя как условие личностно ориентированного образования.
Технологические характеристики личностно ориентированного урока. Современный личностно ориентированный урок – развивающая система, связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами.
Компоненты личностно ориентированного урока. Цель. Содержание учебного материала. Формы организации учебно- познавательной деятельности. Методы обучения и реальный результат.
Цель – запрограммированный результат. Цели деятельности учителя. Цели деятельности ученика.
Цели деятельности учителя направлены на развитие личности ученика. Развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей. Развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры. Развитие личностно-смыслового отношения учащихся к окружающей действительности. Развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.
Обучающие цели: помочь учащимся представить проект изучения новой темы; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов; обеспечить закрепление понятий, правил законов, умений; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; обеспечить контроль ЗУН учащихся по теме; Организовать деятельность учащихся по коррекции ЗУН.
Содержание – основа, стержневая линия личностно ориентированного урока. теоретические сведения; задачи; упражнения; вопросы учителя; основные функции личности учащегося: свобода выбора, сознательное рефлексивное отношение к предмету своей деятельности, целеполагание, эстетическая оценка предметной среды и человеческих отношений, экономическая и экологическая оценка, целесообразность решений.
Формы организации: Традиционные и нестандартные. ИндивидуальнаяПарнаяГрупповая
Методы обучения. Это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока. Методы обучения представляют не только глубину раскрытия учебного содержания, но и проявляют личность учителя и ученика, диалог между ними. Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке.
Реальный результат. Это знания, умения и навыки, которые приобрели учащиеся на уроке.
Информационная карта развивающего воздействия на учащихся. Этапы урока Обра- зова- тель- ные задачи урока Содержание урока Показа- тели выпол- нения образо- ватель- ных задач Усло- вия выпол- нения образо ватель- ных задач Мето- ды, формы, средств а, позво- ляю- щие решать образо- ватель- ные задачи Дея- тель- ность учите- ля Дея- тель- ность уча- щихся
Коммуникативная культура учителя как условие личностно ориентированного образования: выделять другого из множества лиц – узнать его; принимать другого таким, каков он есть: помочь другому познать себя, людей, мир; воспитать другого, воспитывая себя; общение учителя и ученика – основа педагогического процесса; обучить общению можно только в общении; слушать – тоже общение; учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся; ученик научится сам, когда научит другого; трудность общения есть одновременно трудность познания.
Оптимальное общение. Не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
Приёмы, способствующие достижению высокого уровня общения 1. Уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности. 2. Владеть средствами невербального общения (мимика, жесты) 3. Уметь вставать на точку зрения ученика. 4. Уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку. 5. Уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении. 6. Быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним. 7. Уметь поддерживать равное отношение ко всем детям. 8. Уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке. 9. Уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества. 10. Уметь не бояться обратной связи от учеников. 11. Уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.