Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 «Надежда» компенсирующего вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Воспитатель Славкина Ольга Владимировна
Тема выступления: « Кружок «Умелые ручки» - пластилинография для детей с ОВЗ»
познакомить педагогов с системой работы по формированию навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства для детей с ЗПР в условиях специально организованного обучения. Цель выступления:
Данный контингент детей отличается нарушением двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кисти пальцев рук. Это проявляется в различных видах деятельности – в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения пальцев слабые и неуверенные. С целью развития у детей с ЗПР мелкой моторики рук в ДОУ функционирует кружок «Умелые ручки» по пластилинографии. Актуальность
одна из форм нетрадиционной техники работы с пластилином: Пластилинография создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Формирование навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства. Цель:
1.Научить детей использовать в работе с пластилином нетрадиционную художественную технику изобразительного искусства – пластилинографию; 2.Развивать у детей мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение),память, мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию и творчество; 3.Воспитывать интерес к творческой деятельности, художественный вкус, умение видеть прекрасное. Задачи:
I.Организационная часть (тематическая беседа, дидактические игры и упражнения) Структура занятия: «Растём и развиваемся через познание, творчество и игру» II. Практическая часть (этапы выполнения работы, разминка для пальчиков); III. Заключительная часть (заключительная игра, поощрение).
1.Знакомство со свойствами пластилина, освоение простейших приёмов лепки (раскатывание, сплющивание, вытягивание и т.д), закрепление цвета. 2.Смешивание разных цветов для получения более светлого оттенка с помощью нетрадиционного приема «вливания одного цвета в другой». Виды работ:
3. Создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых,полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Виды работ: 4. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. 5. Использование игровых приёмов и методов, физкультминутками.
* Проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут. * Составляются с учётом лексических тем учителя-дефектолога. * Задания выполняются по показу педагога, образцу, в собственном творчестве. * Занятия проходят под девизом «Растём и развиваемся через познание, творчество и игру». Занятия по «пластилинографии»:
Эффективность: Дети Специалисты Родители
1. Разработано перспективное планирование коррекционной работы с учётом лексических тем учителя – дефектолога. 2. Взаимный обмен информации для совершенствования коррекционно – развивающей работы. 3. Индивидуальная работа с детьми по запросу учителя-дефектолога для закрепление информации, полученной на занятиях. Работа со специалистами
Работа с родителями 1. Индивидуальные беседы, консультации 2. Информация в «уголках» для родителей 3. Домашние задания 4. Организация совместной деятельности родителей и детей 5. Традиционные выставки работ детей в группе
Результаты коррекционной работы: 2009 – 2010 уч.год.2008 – 2009 уч.год.
Вывод: Организованная кружковая работа в ДОУ способствует интеллектуальному и речевому развитию детей с ЗПР, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.
Библиография: Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»1, Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». // М.: Творческий центр «СФЕРА», Давыдова Г.Н., "Пластилинография."
. Спасибо за внимание