PPTzone.ru
1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
субъект В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир. субъект В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир.
Гносеология Гносеология (gnosis-знание+logos- учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Термин ввел Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в., а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии.
Гносеология= эпистемология эпистемология. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Эпистемология Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. эпистемология. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Эпистемология Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
2. Понятие истины Проблема истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Истина Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Проблема истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Истина Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека.
Заблуждение Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Знание Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Заблуждение Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Знание Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.
Характеристики (измерения) истины
Критерий истины Основной критерии истины Другие критерии истины в познавательной деятельности: - Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. Основной критерии истины – практика. Другие критерии истины в познавательной деятельности: - выступают опытные данные, - логика мыслительной деятельности, - результаты научных экспериментов.
Пути познания мира
Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Научное познание Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Наука Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания. Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Научное познание Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Наука Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.
Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса). Рациональное, теоретическое, познание («абстрактное мышление») - теория познания, считающая источником научного знания о мире формы рассудка, придающие неопределенному опыту статус закона.
Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств. Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств.
Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.). Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями. Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.). Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями.
Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах); дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах); дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
Метод Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические. Метод Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические.
Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм Оптимизм мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм Скептицизм мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм Оптимизм мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм Скептицизм мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.
Интернет – ресурсы iography/nikolaj- 2.htm znanie.ru/print.php ?nid= iography/nikolaj- 2.htm znanie.ru/print.php ?nid=8775