ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ НАУКУ 2006/2007. Материалы к курсу: http: // virtualcoglab.cs.msu.su / projects / mf_cogsci.html.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Advertisements

Министерство образования и наук Республики Казахстан Карагандинский Государственный университет имени Е.А.Букетова.
Когнитивная наука 2007/2008. Материалы к курсу М.В. Фаликман: http: // virtualcoglab.cs.msu.su.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ НАУКУ 2007/2008. Материалы к курсу: http: // virtualcoglab.cs.msu.su / projects / mf_cogsci.html.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Мышление. Виды мышления. Пути их развития.. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия.
Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net.
Когнитивная наука 2007/2008 Актуальные проблемы прикладной лингвистики.
Нейробиология Некоторые общие принципы функциональной организации мозга
Использование концептуальных положений МКФ при психологической диагностике в рамках МСЭ Москва ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Создание школьных команд. Самооценка образовательных учреждений» Обеспечение качества общего.
Транксрипт:

ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ НАУКУ 2006/2007

Материалы к курсу: http: // virtualcoglab.cs.msu.su / projects / mf_cogsci.html

СИМВОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ Познавательные процессы ~ переработка символьной информации компьютером Психика -- «универсальное перерабатывающее устройство»

СИМВОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ Развитие вычислительной техники : от «вычислений вообще» к частным задачам Появление специализированных «микропроцессоров» в пределах одной архитектуры (видеокарта, звуковая карта, управление внешними устройствами и т.д.)

РОЖДЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ Джерри Фодор, «Модульность психики» ( The Modularity of Mind )

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ (с) Леда Космидес, Джон Туби

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ СИСТЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ Платон -- виды души: - вожделеющая - яростная - разумная

ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ Ноэм Хомский (1988): врожденность языковой способности и ее независимость от других способностей -- язык как отдельный «умственный орган» Нейропсихология XIX века: речь может нарушаться при сохранности прочих функций (зона Брока, зона Вернике)

ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ Идея модульности познания -- Дэвид Марр ( ): «Любой большой массив вычислений должен быть разбит и реализован как набор частей, независимых друг от друга настолько, насколько это допускает общая задача…» (1976)

РОЖДЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ Джерри Фодор (1983): общая концепция «модульности»: познание как мозаика специализированных модулей Насколько этот принцип универсален?

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ Когнитивная архитектура: Модульные системы ввода Центральные системы: планирование, принятие решения ?

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ 1. Особая сфера влияния, или специализация ( domain specificity ): каждый модуль компетентен в обработке одного из видов информации или в решении одного из классов познавательных задач и не участвует в решении других классов задач

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ 2. «Когнитивная непроницаемость» (информационная закрытость)

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ 3. Навязчивый (принудительный) характер функционирования: если модуль начал работать, остановить его невозможно «Эффекты выскакивания» в зрительном поиске

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ Сравним с поиском по сочетанию признаков (работа «центральной системы» -- произвольного внимания):

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ 4. Высокая скорость работы 5. Неосознаваемость процесса функционирования модуля 6. Конечный продукт (без доступа к промежуточным шагам)

КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ И КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (Майкл Познер, Чарльз Снайдер, 1975) Автоматические/автоматизированные процессы: осуществляются непроизвольно, не требуют усилия не выходят в сферу сознания (только продукт) не интерферируют с другими видами умственной деятельности не интерферируют друг с другом

ПРИМЕР: ЗАДАЧА СТРУПА ЗЕЛЕНЫЙ XXXXXХХ Джон Ридли Струп ( ) НО : (1) прижизненная сформированность (у детей нет); (2) «проницаемость» (Канеман, Хайчик, 1983).

ЕЩЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ 7. Закономерное разворачивание в онтогенезе: ряд последовательных ступеней (собственная «история развития») 8. Локализация в мозге: специфические нервные механизмы 9. Избирательное нарушение: выпадение модуля не сказывается на работе других модулей (пример: лицевая агнозия) Прямое следствие -- УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОИСКАХ МЕТОДА Ганс-Лукас Тойбер, 1955 год -- понятие двойной диссоциации А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии» (1973, 2002). Глава II, параграф 4: «Синдромный анализ и системная организация психических процессов». нейропсихологические расстройства нарушения психического развития

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 1. Мелвин Алан Гудейл Две системы зрительного восприятия: Восприятие для опознания: вентральный путь ( ЧТО ) Восприятие для действия: дорсальный путь ( ГДЕ ) Дэвид Милнер

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 1. Система восприятия для опознания Система восприятия для действия Опознание и описание объекта, его формы, размера и ориентации в пространстве Направление движения к объекту в соответствии с его формой, размером и ориентацией в пространстве

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 1. Двойная диссоциация восприятия для опознания и восприятия для действия: данные по обезьянам Локальные поражения вентрального пути: не различают предметов разной формы и размера, но не врезаются в ограждения, ловят мух в лаборатории, могут следить за непредсказуемо движущимся орехом и схватить его Локальные поражения дорзального пути: опознают и различают зрительные объекты, но не способны направить движение к этим объектам; нарушена ориентация в пространстве (Ungerleider & Mishkin, 1982)

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 1. Двойная диссоциация: зрительная агнозия и синдром Балинта

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 1. Диссоциация систем в норме Иллюзия Эббингауза (и другие зрительные иллюзии)

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПРИМЕР 2 Двойная диссоциация умственных и речевых способностей: избирательное речевое расстройство (SLI) и синдром Уильямса

Насколько речь модульна? Недавнее появление в филогенезе Пластичность поведенческих проявлений Пластичность нервных механизмов Произвольность связей между обозначением и обозначаемым Элизабет Бейтс ( ) Синдром Уильямса, SLI, афазии у взрослых: неоднозначность проявлений!

ГИПОТЕЗА ВСЕОБЩЕЙ МОДУЛЬНОСТИ Эффект маятника? Дэн Спербер (антропология)

ГИПОТЕЗА ВСЕОБЩЕЙ МОДУЛЬНОСТИ Дэн Спербер: познание полностью модульно -- так же, как биологический организм. Модуль = вход + «база данных» + операции обработки Неспециализированных систем переработки информации, использующих обобщенный «умственный лексикон», НЕТ.

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ Уровни выделения модулей: морфологический (архитектурный) онтогенетический неврологический генный эволюционный (филогенетический)

КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА 1. Теоретическая : проблема обучения и пластичности познания; проблема нисходящей регуляции решения познавательных задач. За пределами рассмотрения: взаимодействие модулей! Примеры: две системы зрительного восприятия; феномен отчуждения руки, etc.

КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА 2. Эмпирическая : двойные диссоциации внутри двойных диссоциаций -- Аннет Кармилофф-Смит и др. (Оксфорд);

КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА 2. Эмпирическая : двойные диссоциации внутри двойных диссоциаций -- Аннет Кармилофф-Смит и др. (Оксфорд); развитие речи и ранние локальные поражения головного мозга: возможности компенсации (Элизабет Бейтс и др.); влияние культуры на «модульные» процессы (иллюзия Мюллера-Лайера в «круглом» мире); «ген грамматики» FoxP2: исследования экспрессии гена у человека и животных.

ВЫВОД: познавательные процессы не обусловлены наследственностью настолько, как того хотелось бы представителям модульного подхода… Неспециализированная обучаемая система! Адекватная модель?