СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко
Цель: Ознакомиться особенностями познавательной деятельности.
Бытие Одна из центральных категорий в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие», «учение»)
Мыслители прошлого о сущности бытия Фалес Милетский Анаксимен Гераклит Демокрит Платон Аристотель Субстанцией (основой) мира является вода ВОЗДУХ ОГОНЬ НЕДЕЛИМЫЕ АТОМЫ, а ПУСТОТА - УСЛОВИЕ ИХ ДВИЖЕНИЯ К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом Выделял бытие как сущее и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки
Мыслители прошлого о сущности бытия Средневековые философы Гегель Марксисты Абсолютное бытие отожествляется с Богом Считал основой мира «абсолютный дух» или «мировой разум» Отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимость от познающего объекта
Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ. СКЕПТИКИ- ПОЗНАНИЕ МИРА ВОЗМОЖНО, НО СОМНЕНИЕ В ПОЛУЧЕННОМ ЗНАНИИ.
Познаваем ли мир АГНОСТИЦИЗМ-( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ. (агностики) КОНВЕНЦИАЛИЗМ- ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО.
Познание как деятельность ЗНАНИЕ Результат особого процесса – познавательной деятельности людей Специально организованный процесс (исследования) Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса познавательной деятельности людей.
Познание как деятельность ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ : ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ -- ЯЗЫКОМ
Виды познавательной деятельности В СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ ПОЗИЦИИ СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ. СЕНСУАЛИСТЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВЯТ ЧУВСТВЕННУЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ, А РАЦИОНАЛИСТЫ ПРИЗНАЮТ ТОЛЬКО РАЗУМ. ПРИЗНАНО, ЧТО ЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Проверь себя. Закончите схему «Фомы познания»