Содействовала ли пенсионная реформа экономическому развитию Эстонии? Георг Манник Судак, Крым, Украина
Содержание 1.Концептуальные основы 2.I уровень – государственная обязательная система 3.II уровень – накопительная квази-обязательная система 4.III уровень – частная добровольная система 5.Политические аспекты 6.Социальные аспекты 7.Экономические аспекты 8.Возможные проблемы
1.1. Концептуальные основы пенсионной реформы Выработка концепции началась в 1989 году Новая государственная обязательная пенсионная система – первый вариант I-го уровня в 1993 г. Финансирование социального страхования через социальный фонд (20%) – с 1993 года Утверждённые концептуальные основы пенсионной реформы - создание II и III уровня – в 1997 г.
1.2. Концептуальные основы пенсионной реформы Внедрение III уровня – 1998 г. Внедрение II уровня – 2002 г. К концу 2001 года все нормативные акты по пенсионному страхованию были гармонизированы
2.1. I уровень – государственная обязательная система PAYG система финансируется из социального фонда (соц. налог 33% = 20% на пенсии, 13% на медицинское страхование) единый пенсионный возраст женщин и мужчин - 63 года - к 2016 году три части пенсионной формулы: единая, с учётом продолжительности рабочего стажа и зависящая от уплаченных взносов
2.2. I уровень – государственная обязательная система пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и народные пенсии ежегодная индексация ограничения на социальный налог/заработок нет ограничения/налогов на выплаты/пенсии тоже нет таким образом – все имеют право на I уровень
3.1. II уровень – накопительная квази- обязательная система полу/квази-обязательная система полная накопительная система частный менеджмент - открытый договорный пенсионный фонд нет обратной дороги (выхода)
3.2. II уровень – накопительная квази- обязательная система финансируется за счет социального налога (20% = 16% остается на I уровне, 4% идёт в II уровень) и своего брутто заработка (2%) = в итоге 6% (через Налоговый Департамент) регистр учёта при Депозитарии Ценных Бумаг предусматривается только на пенсии по старости 60% от работающих участвуют в системе II уровня (сегодня)
4. III уровень – частная добровольная система накопительная система пенсионный договор со страховыми компаниями жизни или приобретение части (пая) пенсионных фондов до 15% от годового дохода можно отчислять на пенсионное страхование на льготных условиях подоходный налог возвращается полностью при условии если мин. период страхования 5 лет и мин. возраст 55 лет и пенсии будут выплачиваться до конца жизни 10% от работающих участвуют в системе III уровня
5. Политические аспекты реформы ясность, прозрачность политический консенсус (сегодня) внедрена правосторонняя политика (повышался личный вклад, уменьшалась солидарность) открытая экономика, открытый рынок
6. Социальные аспекты реформы три уровня вместе могут обеспечивать стандарт жизни приоритетами стали медицинская помощь, уход за престарелыми и т.д. поддерживает повышения охвата труда и легальных доходов поддерживает повышение накоплении соц. налога 20% выходят на пенсию раньше пенсионного возраста повышается сегрегация пенсионеров
7.1. Экономические аспекты реформы А. Среда и общая ситуация: сегодня рано делать выводы прямые расходы на реформу были низкие, а косвенные расходы более значительные все бюджеты вместе (т.е. гос.+местн.+соц.) в I кв 2004 года: + 2,6% рост валовой продукции: +5,5% инфляция +1,3% в государственном пенсионном фонде имеется резерв
7.2. Экономические аспекты реформы Б. Некоторые характеристики: характеристика ресурсов: II и III уровни вместе; страхование и фонды : 200 млн по одному участвующему накоплено : 500 ресурсы II уровня: 20% от инв. фондов ресурсы II уровня: 5% от всех инв. ресурсов соотношение участвующих II и III уровня : 87/13 соотношение ресурсов II и III уровня : 71/29 объём инвестиций 33% от валовой продукции
7.3. Экономические аспекты реформы В. Практические выводы инвестирование в основном в ценные бумаги, акции, недвижимость (например финны: 60:30:10; эст: 95:3:2) инвестирование в основном в иностранные инструменты (например финны: 36(Ф):39(ЭС):25; эст: 3(Э):97(ЭС):0) ограничений на инвестирование в ценные бумаги не имеется инвестирование в акции: II уровень до 50%, III уровень без ограничений инвестирование в недвижимость: II уровень до 10%, III уровень до 20%
7.4. Экономические аспекты реформы Г. Всё-таки первоначальные выводы: население принимает пенсионное страхование как личное инвестирование изменился общий менталитет населения и бизнесменов на инвестирование, сбережение, партнёрство в бизнесе основной практический аспект – это изучение международной инвестиционной политики развивался (аполитический) контроль над инвестиционной деятельностью
8. Проблемы, которые могут влиять в будущем на экономическую стабильность увеличение налоговой нагрузки как относится к резерву I уровня (гос. пенсии)? резкое развитие дефицита первого уровня каким образом надо подготовится к дефициту I уровня уже сегодня? формула индексации I уровня? вход с пенсионными ресурсами на внутренний рынок?
Спасибо за внимание!