Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем конструируются все остальные компоненты педагогического процесса.
Примеры целей учебного курса Цель курса: создание условий для повышения профессиональной компетентности в сфере педагогической деятельности путем овладения системными знаниями о технологиях обучения в ВУЗе. Задачи курса: Ознакомление с историей развития педагогических технологий в системе образования; Формирование системных знаний о педагогических технологиях; Формирование профессиональных умений проектирования педагогического процесса в ВУЗе; Формирование положительной мотивации к педагогической деятельности;
Примеры цели учебного курса Цель программы: развитие профессиональной компетентности преподавателей высших учебных заведений. Основные задачи: актуализация и развитие профессиональных психолого-педагогических знаний; овладение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными технологиями образовательного процесса и на их основе формирование собственного профессионального стиля деятельности; развитие профессиональных умений проектирования и анализа образовательного процесса; развитие умений рефлексии собственной профессиональной деятельности.
Д Ц= К + Кр+ Ид + Из + Оц цель конкретна: максимально конкретно описано, что должно получиться в результате обучения; цель критериальна: существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели ; цель идентифицируема: признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает); цель измеряема: признаки, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению; цель можно оценить: результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки.
Способы постановки целей обучения 1.Определение цели через изучаемое содержание 2.Определение цели через деятельность преподавателя 3.Постановка цели через внутренние процессы развития студента 4.Постановка цели через указания на деятельность студентов 5.Постановка цели через результаты обучения, выраженные в действиях обучаемых
Категории учебных целей в познавательной области (по таксономии Блума) Знание. Действия студента: запоминает и воспроизводит, опознает, конкретные факты, понятия, правила, методы, процедуры, алгоритмы. Понимание. Действия студента: объясняет, преобразует, предположительно описывает. Применение. Действия студента: использует понятия и формулы не только в стандартных ситуациях, но и в измененных, применяет формулы, законы, демонстрирует правильное применение процедуры. Анализ. Действия студента: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи, выделяет, проводит различия, сопоставляет. Синтез. Действия студента: составляет сообщение, блок-схему, находит оригинальную форму предъявления задания, составляет модель, комбинирует известные алгоритмы для решения задач в новой ситуации, применяет знания из различных областей. Оценивание. Действия студента: оценивает логику, оценивает оптимальность способа, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость полученного результата.
Кластер элементов учебного материала Термины. Слова или фразы, употребляемые в специальном значении Факты- сведения описательной информации Понятия-это категории, через которые устанавливаются определенные закономерные связи Принципы, правила, законы, основные положения теорий (все обобщенные соотношения) - основные идеи, схемы, формулы. Принципы низшего порядка связывают друг с другом два или несколько понятий, высшего – содержат в себе несколько принципов. Процедуры - совокупность действий, которые необходимо совершить, работая с учебным материалом для выполнения практических заданий. решения задач, расчетов. (Могут быть другие элементы: процессы, структуры)
Конкретизация целей курса химии на основе таксономии Блума Раздел курса ЗнПонПримАналСинтОцен Биография ученых х Химические вещества Химические элементы хх Химический обмен ххх Законы химии хххх Энергия и равновесие ххх Атомное и молекулярное строение вещества хххх
Общий прием конкретизации целей -использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие. Например, цель "изучить использование символических обозначений на погодной карте" может быть развернута в перечень возможных учебных результатов. Студент 1) воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды 2) опознает символы на карте; 3) читает карту, используя символы; 4) составляет карту, пользуясь символами; 5) по заданной карте, пользуясь символами, дает прогноз погоды.
Студент проявляет навыки критического мышления если: 1) проводит различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями; 2) проводит различия между фактами и предположениями; 3) выделяет причинно-следственные связи; 4) выделяет ошибки в рассуждениях; 5) отличает существенные доводы от не относящихся к делу; 6) проводит разграничения между обоснованными и необоснованными оценками; 7) формулирует на основе текста обоснованные заключения; 8) указывает на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов
Конкретизация цели «понимает текст» выделить определенные сведения, подчеркнуть конкретные детали, выбрать высказывания, наиболее полно передающие смысл, выделить главную мысль, выбрать заголовок текста, подытожить мысли, содержащиеся в тексте, вывести из содержания идеи нераскрытые, а лишь обозначенные в нем, перечислить приведенные в тексте действия или события в их наиболее вероятной последовательности, сделать предположение о наиболее вероятных последствиях, объяснить, что связывает между собой действия, события, приведенные в тексте, рассортировать данные по какому-либо признаку, составить план описание объекта (явления), составить алгоритм деятельности.