АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОДАЖ, ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛИ 1. Понятие маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия проведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение метода « директ - костинг » - получение оперативной информации, не искаженной косвенным распределениям части расходов, которые относительно неизменны.
Advertisements

Маржинальный анализ в принятии управленческих решений 1.Понятие и значение МА 2. Методика МА прибыли 3. Методика МА рентабельности. 4. МА и оптимизация.
проф. д.э.н. Селезнева Н.Н проф. д.э.н. Селезнева Н.Н.
Точка безубыточности Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло покрыть все свои расходы, не получая.
Операционный ( производственный, хозяйственный ) рычаг ( леверидж ) Подготовила ст. преподаватель А. М. Лопарева 900igr.net.
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1.Цели и содержание управления себестоимостью 2. Факторный анализ себестоимости 3. Анализ затрат на один рубль произведенных.
Лекция по дисциплине «Финансы организаций» на тему: «Доходы»
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates Анализ затрат на производство.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1. Понятие себестоимости, состав затрат и общая оценка себестоимости продукции (работ, услуг) 2. Анализ затрат на рубль.
ООО « АЙК » 2007 г.. Механизм формирования прибыли ООО «Айк» за гг. Показатели АбсолютноеОтносительное Сумма, тыс. руб. Уд. вес,
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Эффект операционного рычага. Рычаг Некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.
Экономика и организация производства Раздел: Производственный потенциал предприятия Тема: Издержки и результаты производства Рассматриваемые вопросы: прибыль.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВО «Ивановская ГСХА им. Д. К. Беляева» Экономический факультет Кафедра менеджмента и экономического.
Анализ использования основных средств предприятия Разработчик З.Г. Антонова.
Применение производной в экономике. Введение Производная функции играет важную роль в естественно-научных и инженерно- технических исследованиях. Для.
Экономика фирмы Экономика фирмы. Рассчитать точку безубыточности и размер прибыли Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий,
Транксрипт:

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОДАЖ, ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛИ 1. Понятие маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия проведения 2. Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства продукции 3. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации 4. Предельный анализ и оптимизация прибыли 5. Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности

1. Понятие маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия проведения

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование катего­рии маржинального дохода.

Маржинальный доход организации - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; зоны безопасности (безубыточности) предприятия; необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа 1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа. 2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции. 3.Расчет величины исследуемых показателей. 4.Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей. 5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей. 6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные; переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции; постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности; тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода; пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

2. Анализ функциональной связи между издержка­ми и объемом производства продукции

Все затраты организации, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и продажу продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов, в свою очередь в зависимости от темпов их изменения, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью организации (амортизация, арен­дная плата, заработная плата управленческого и обслуживаю­щего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рек­ламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каж­дого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для организации в целом.

Организации более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и продажи про­дукции, для которого определялись эти расходы. Если при спа­де производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зару­бежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расхо­дов представляет собой уравнение первой степени У = а + bх, где У сумма затрат на производство продукции; а абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); x - объем производства продукции (услуг).

Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема производства, зато в себестоимос­ти единицы продукции они имеют постоянную величину:

Очень важное значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе.

Алгебраический метод можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (х 1 и х 2 ) и соответствующих им затратах (z 1 и z 2 ), Переменные затраты на единицу продукции (b) определяют следующим образом:

Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат (а): а = z 2 - bx 2, или a = z 1 - bx 1

Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства. Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.

Х, шт. Рисунок 1 - Графический метод нахождения суммы постоянных затрат

Уравнение общей суммы затрат (У = а + bх) можно получить и с помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая выборка данных о затратах и выпуске продукции.

Составляется следующая система уравнений

3. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством проданной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние организации. Безубыточный объем продаж и зона безопасности организации являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности организации, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Разность между фактическим количеством проданной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние организации. Безубыточный объем продаж и зона безопасности организации являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности организации, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы. Производственная мощность организации 1000 шт. Цена изделия (Ц) 20 тыс. руб. Выручка (нетто) (V) тыс. руб. Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб. Переменные расходы на единицу продукции (b) 12 тыс. руб. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) тыс. руб. Прибыль от продажи продукции (П) 4000 тыс. руб. Маржинальный доход (МД = В – Зпер) 8000 тыс. руб. Доля маржинального дохода в выручке (Дмд) 0,4 Ставка маржинального дохода (СМД) 8 тыс. руб.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации построим график. По горизонтали показывается объем продажи продукции в процентах от производственной мощности организации, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от продажи.

Рисунок 2 - Зависимость между прибылью, объемом продажи продукции и ее себестоимостью В млн. руб. Точка безубыточности Зона убытков Зона прибыли Переменные затраты Постоянные затраты Х, шт. млн. руб.

По графику можно установить, при каком объеме продажи продукции организация получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от продажи продукции. Она получила название точки безубыточного объема продажи продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема продажи продукции. Если пакеты заказов на продукцию организации больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то производство будет убыточным и организация обанкротится.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если организация полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при продажи 700 изделий – 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по- другому (рисунок 3). При объеме продажи продукции, равном нулю, организация получает убыток в размере суммы постоянных расходов (в нашем примере 4 млн. руб.). При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии Х точку критического объема продаж. В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. руб. Получен тот же результат, только более простым способом.

Рисунок 3 - Определение точки безубыточности Y Точка безубыточности Х, шт. млн. руб

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко, можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении

Для расчета точки критического объема продажи в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула

Если ставится задача определить объем продажи продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше продавать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек организации, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем продажи возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Для факторного анализа зоны безопасности организации можно использовать следующую модель.

. При многопродуктовом производстве безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, для факторного анализа изменения его величины может быть использована модель

Деление затрат на постоянные переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу. С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом или

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то организация будет убыточной.

Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет

Критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) при заданном объеме продаж (V), цене (Ц) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:.

Критический уровень цены (Цкр) определяется из заданного объема продажи и уровня постоянных и переменных затрат.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т. д.).

Если сумму прибыли представить в виде формулы где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (V), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту, то объем продаж можно найти следующим образом.

Можно определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам, тогда искомый объем продаж находят следующим образом.

4. Предельный анализ и оптимизация прибыли

Предельный доход – это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как: а) по-разному выглядит динамика издержек; б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли организация должна расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства, как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Зависимость между предельным доходом и количеством проданной продукции может быть описана уравнением прямой: MR = a + bx, где MR – предельный доход на единицу продукции; х – количество продукции в натуральном выражении.

Зависимость предельных издержек от объема производства продукции описывается уравнением параболы: MC = a + bx + cx².

Приравняв предельный доход и предельные издержки находим величину оптимального объема производства продукции, который обеспечит максимальную сумму прибыли.

Эффект операционного (производственного) рычага более сильное изменение суммы прибыли, порождаемое любым изменением выручки от продажи продукции (работ, услуг). Сила воздействия операционного рычага показатель, определяемый отношением маржинального дохода к прибыли от продажи. Прибыль от продажи - разница между выручкой от продажи и полной себестоимостью проданной продукции.

Экономический смысл операционного рычага заключается в том, что он показывает степень чувствительности прибыли от продажи организации к изменению объемов производства. Наибольшее значение ЭОР имеет тогда, когда изменение объема производства происходит с уровня, незначительно превышающего критический объем продаж. Организации с относительно высоким ЭОР рассматриваются как организации, подверженные производственному риску, то есть риску неполучения прибыли от продаж. Высокий уровень данного эффекта характерен для организаций с относительно высоким уровнем технической оснащенности.

Основные подходы к максимизации массы и темпов наращивания прибыли: сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Данный подход наиболее эффективен при решении задачи максимизации массы прибыли; сопоставление выручки от продажи продукции (работ, услуг) с суммарными, а также переменными и постоянными затратами, что позволяет: а) рассчитать максимальную сумму прибыли, возможную к получению; б) определить наивысшие темпы прироста прибыли организации.

Задачи классификации затрат: 1) максимизация массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения отдельных статей расходов; 2) оценка окупаемости затрат; 3) предоставление возможности определения запаса финансовой прочности; 4) расчет величины эффекта операционного рычага.

Эффект операционного рычага (ЭОР): или где Ппр – прибыль от продаж

Факторы изменения ЭОР: 1) фондоемкость: а) увеличение стоимости основных средств приводит к увеличению суммы постоянных затрат в связи с ростом амортизационных отчислений; б) чем больше удельный вес постоянных затрат в общей их сумме, тем выше сила воздействия операционного (производственного) рычага; 2) выручка от продажи: а) снижение выручки от продажи продукции приводит к относительному увеличению доли постоянных затрат в сумме совокупных издержек; б) рост постоянных затрат увеличивает силу воздействия операционного рычага; 3) удаление от порога рентабельности: на небольшом расстоянии сила будет максимальной, а затем начнет убывать.

5. Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель: П=V (Ц-b)-A, где П – прибыль, V – выручка от продажи продукции, Ц – цена продажи единицы продукции, b – переменные затраты на единицу продукции, A – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции. Эта формула применяется для анализа прибыли от продажи отдельных видов продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи продукции в целом по организации можно использовать следующую модель:

Факторный анализ рентабельности одного вида продукции проводится по следующей модели :,

Для анализа рентабельности издержек в целом по организации используется следующая факторная модель:

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции можно провести способом цепной подстановки:,,,

,,.

Изменение уровня рентабельности за счет: б) структуры продаж в) цен г) переменных затрат д) постоянных затрат Итого а) объема продаж

Преимущество данной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов, и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Благодарю за внимание