Разработка стратегий по интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой Михал Швантнер Директор, Управление некоторых стран Европы и Азии
Стратегические цели ВОИС сбалансированное развитие м/н нормативной базы по ИС предоставление высококачественных услуг по охране ИС содействие использованию ИС в интересах социального, культурного и экономического развития развитие глобальной инфраструктуры ИС обеспечение всемирного источника справочной информации и аналитических данных по ИС м/н сотрудничество по обеспечению уважения ИС решение вопросов ИС в контексте глобальных вызовов обеспечение оперативной связи с государствами-членами и всеми заинтересованными сторонами эффективная структура административно-финансовой поддержки Среднесрочный стратегический план ВОИС на годы Программа и бюджет ВОИС на годы
Стратегия ИС – что это? набор мер, сформулированных и реализованных правительством для поощрения и поддержки эффективного создания, развития и управления интеллектуальной собственностью в стране для устойчивого экономического развития определяет, как развивается инфраструктура и возможности поддержки изобретателей и авторов для эффективного создания, охраны, развития и использования результаты их инновационной и творческой деятельности все чаще реализуется в форме комплексного документа, определяющего, как развитие и реализация стратегии и плана координированным образом осуществляется в национальном контексте
Стратегия ИС – зачем? Стратегия интеллектуальной собственности (ИС): усиливает национальные возможности создания экономически ценных активов в виде ИС Цель стратегии ИС – представить план, каким образом все национальные заинтересованные лица с течением времени могут работать вместе для создания, обладания и использования результатов исследовательской деятельности, инноваций, новых технологий и творческих произведений Как правило, координируется или даже объединяется со Стратегией (Планом) инновационного развития или развития науки и техники, в некоторых случаях с Планами исследований и развития
Стратегия ИС – как? Учет национальной ситуации (экономической ситуации, приоритетов и особенностей в развитии, стратегических и традиционных областей промышленности и творческих отраслей, доступных ресурсов, т.д.) Учет международного и национального опыта иных стран Учет международных и региональных стандартов в области ИС (договоры ВОИС, ТРИПС, законодательство ЕС, ЕАПО, модельные законы СНГ, др.) Учет и использование норм, позволяющих адаптацию международных стандартов к национальным нуждам (TRIPS flexibilities, etc)
Стратегия ИС – как? Важно: Помимо усиления и повышения эффективности охраны прав ИС Фокус на использовании создаваемых объектов ИС Создание условий и мотивации взаимодействия между создателями ИС и различными секторами экономики Создание условий и мотивации для инновационной деятельности и активного использования ИС малыми и средними предприятиями (МСП) –МСП как основные акторы инновационного развития –Учет важности неформальных мер охраны результатов инновационной и творческой деятельности в МСП (коммерческая тайна, договорные инструменты, новые бизнес модели, др.) Примеры: Япония, Финляндия, Китай, текущий подход ЕС Связь и долгосрочная координация с национальной стратегией экономического развития
Стратегия ИС – кто участвует? Практика различается от страны к стране: Например: Австралия: Правительственный Совет по науке и технологиям, подотчетный Премьер-министру при консультативной поддержке Верховного секретаря по науке Дания: Национальное Агентство по науке и технологиям Важная роль национального офиса ИС, ведомства по науке и технологиям В большинстве случаев, правительства создают специальный Совет или Комиссию для управления стратегией Как правило, среди участвующих в работе подобных правительственных советов министерства торговли, промышленности и предпринимательства, исследований, науки и технологий, образования, иностранных дел, развития человеческих ресурсов, культуры
Обзор ситуации в странах с переходной экономикой Албания Национальная стратегия защиты прав ИС Болгария Национальная инновационная стратегия Босния и Герцеговин а Стратегия развития института ИС Венгрия Среднесрочная стратегия научной, технологической и инновационной политики Литва Инновационная стратегия Македония Национальная стратегия ИС 2009 – 2012 Польша Польша Задачи развитияДо 2030 Румыния Национальная стратегия ИС2012 – 2015 Сербия Национальная стратегия ИС Словакия Стратегический план Словения Стратегия исследований и инноваций Хорватия Национальная стратегия развития системы ИС Черногори я Национальная стратегия ИС Чехия Международная стратегия конкурентоспособности 2012 – 2020 Эстония Стратегия развития научных исследований и иноваций
Обзор ситуации в странах с переходной экономикой Армения Стратегия охраны ИС Беларусь Национальная стратегия ИС Казахстан Стратегия индустриально- инновационного развития 2003 – 2015 Кыргызстан Национальная стратегия развития ИС и инноваций 2012 – 2016 Российская Федерация Стратегия инновационного развития До 2020
Руководство по разработке стратегии ИС Руководство по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой, подготовленное Управлением некоторых стран Европы и Азии ВОИС Цель: представление правительствам информации о стратегии ИС; о пути ее согласования с государственной стратегией в области инноваций, экономики и культуры; о подходах и этапах разработки и реализации.
Руководство по разработке стратегии ИС Подготовительные действия Ресурсы Идентификация непосредственных исполнителей и ответственных лиц (рабочая группа) Идентификация основных заинтересованных групп (промышленность и творческие области, бизнес, включая МСП, организации, представляющие правообладателей, исследовательские институты и университеты, финансовые учреждения) и ключевых министерств Определение контактных лиц Партнеры и, при необходимости, международные эксперты Определение взаимодействия и отчетности (Совет проекта) Политическая и институциональная поддержка
Руководство по разработке стратегии ИС Анализ текущей ситуации –Статистика –Встречи с ключевыми лицами и пользователями Предварительный план действий –Определение краткосрочных, средне- и долгосрочных целей –Необходимых для их достижения мероприятий Оценка рисков и меры по управлению рисками Проектный документ План конкретных действий Мониторинг и информация об управлении проектом
Риски Отсутствие поддержки сверху; Сверхамбициозные цели и нереальные сроки; Отсутствие сконцентрированных ресурсов, помогающих направлять процесс; Отсутствие рабочей группы, возможно, возглавляемой руководителем ведомства ИС; Если существуют какие-либо озабоченности в отношении политики страны в области ИС, например в случае включения страны в список наблюдения US 301, или каких-либо проблем с ВТО, эти вопросы необходимо решать в рамках стратегии. Важно, чтобы стратегия полностью основывалась на реалистичной оценке возможностей завершить программув приемлемые сроки.
Спасибо за внимание!