Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН Некоторые задачи механики равномерно нагруженного космического лифта Садов Ю.А., Нуралиева, А.Б., Ставицкий А.
Космический лифт. Функциональные свойства 1.Транспортная магистраль между поверхностью Земли и ближним космосом, обеспечивающая: a)уменьшение затрат энергии на доставку груза на орбиту за счет использования энергии вращения Земли; b)отсутствие расхода рабочего тела; c)исключение загрязнения атмосферы и засорения космического пространства; d)возможность рекуперации энергии, получаемой при уменьшении потенциальной энергии груза; 2.Постоянная база для развертывания научной и производственной деятельности в космосе 3.Использование для земных нужд ресурсов ближнего космоса.
Космический лифт. Механические и конструктивные свойства 1.Сверхпрочный несущий трос переменного по длине сечения длиной > км. 2.Разрывная длина материала троса > 1000 км. 3.Достаточно большой грузопоток (> 100 кг/сутки на орбите), желательно, двусторонний. 4.Транспортирующая система в виде опорной конструкции и транспортных вагонеток (кабин). 5.Беспроводная или локальная энергетическая система. 6.Наличие жестких каркасных элементов для организации постоянных производственных мест.
Легкий Космический лифт (B. Edwards) 1.Тонкая лента из сверхпрочного материала, совмещающая несущую и опорную функцию. 2.Транспортная система в виде единственной кабины, ползущей по несущей ленте. 3.Передача энергии к кабине по лазерному лучу. 4.Возможность развития системы путем усиления несущей ленты. 5.Исключена возможность встречных грузопотоков. 6.Исключена возможность рекуперации энергии
Равномерно нагруженный Космический лифт 1.Несущий трос из гиперболоидальных секций, образованных круговыми шпангоутами, связанными сверхпрочными нитями. 2.Продольная механическая структура из опорных тросов, образующих две лифтовые шахты, и силовых электрических кабелей. 3.Локальные источники энергии в виде солнечных батарей. 4.Жесткие поперечные каркасные элементы, базирующиеся на шпангоутах. 5.Устройства контроля и управления конструкцией.
Основные преимущества предлагаемой схемы 1.Конструктивное разделение двух главных функций КЛ, несущей и опорной, с квазиоболочечным выполнением несущей компоненты и с секционированием опорной. 2.Использование КЛ для полномасштабных транспортных операций, а также, как платформы для разнообразной научной и производственной деятельности. 3.Размещение на КЛ источников энергии в виде солнечных батарей. 4.Передача энергии по проводам между отдельными частями КЛ и между лифтом и Землей. 5.Рекуперация энергии в процессе транспортных операций. 6.Упрощение текущего контроля состояния конструкции, возможность оперативного устранения дефектов и ремонта небольших повреждений. 7.Возможность управления изгибными и крутильными движениями КЛ за счет дифференцированного управления натяжением отдельных волокон.
Ориентировочные характеристики нагруженного лифта 1.Линейная плотность распределенной нагрузки 1 кг/м 2.Полная масса распределенной нагрузки 100 Кт 3.Полная масса лифта 500 Кт 4.Масса полезной нагрузки 20 Кт 5.Длина троса 100 Мм 6.Диаметр троса 3 м 7.Длина секции 100 м 8.Средний грузопоток 6 т/сутки 9.Потребляемая мощность (без рекуперации) 100 МВт
Реализация указанной концепции потребует многих усилий и больших затрат. Нужно будет осуществить научный поиск в ряде направлений, разработать новые технологии. Поэтому разумным путем достижения конечной цели может быть предлагаемый в статье (Avnot Mark S. The space elevator in the context of current space exploration policy. // Space policy, v. 22, iss. 2, May 2006, p ) подход последовательного продвижения к ней в рамках общей стратегии космических исследований с организацией широкого международного взаимодействия.
Некоторые динамические свойства модели КЛ с прямым равномерно нагруженным тросом 1.КЛ рассматривается как одномерная равнонапряженная нить, несущая постоянную по длине массовую нагрузку. Тогда натяжение нити: U(z) - гравитационно-центробежный потенциал, L b разрывная длина, a – дополнительная нагрузка. 2.Колебания троса устойчивы, как в плоскости экватора, так и в по нормали к ней 3.Малые колебания троса имеют период от 3 до 7 суток и поэтому не попадают в резонанс с возмущениями от Луны и Солнца. 4.Возмущения от Луны и Солнца малы (изменение амплитуды ~ 10 км). Возмущения больше для относительно короткого троса (40 Мм). 5.Влияние давления солнечного излучения мало.
Конец. Спасибо за внимание.