Как передать на двухмерной плоскости листа изображения трёхмерных предметов. - Линейная перспектива - наука, которая имеет свои законы. - Геометрические фигуры в перспективе изменяют свою форму. - Линия горизонта. Точка схода. - Рисуем куб с учётом знаний перспективы.
Научиться рисовать с натуры может каждый желающий человек. Главное здесь, уметь воспринимать красоту окружающего нас мира чтобы, глядя на дерево, видеть всю цветовую гамму и ажурный узор его кроны, а не то, сколько дров можно получить, спилив это дерево. Уроки рисования, как раз, и призваны: научить видеть прекрасное во всём, что нас окружает и научить правильно изображать увиденное.
Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту - всё видимое нами трёхмерно. Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространственность в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы.
Линейная перспектива наука точная, которая имеет свои законы. Она учит изображать на картинной плоскости листа бумаги или холста предметы в пространстве такими, какими мы их видим в натуре. Через окно 1Х1 метр можно видеть высотное здание и то, что его окружает. Если рисовать на стекле окна пейзаж, который мы видим за окном, получится перспективный рисунок, а стекло в этом случае будет картинной плоскостью.
Перспектива - в переводе с латинского означает "смотреть сквозь, правильно видеть". Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, её основоположниками были Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Созданная ими система передачи зрительного восприятия пространства на плоскости используется художниками и архитекторами до сих пор. Чтобы правильно рисовать, необходимо иметь хотя бы первоначальные сведения о Перспективе, знать её законы и уметь ими пользоваться.
Размеры, форма, чёткость очертаний предметов зрительно изменяются в зависимости от их удалённости. При удалении от нашего глаза размеры предметов кажутся уменьшенными. Горизонтальные линии, например, железнодорожных рельсов, проводов, разметок полос на автодорогах удаляясь, как бы сходятся в одной точке на видимой линии горизонта. А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.
Геометрические фигуры в перспективе изменяют свою форму, например круг, лежащий на столе, кажется эллипсом, прямые углы дома, в зависимости от точки зрения, кажутся тупыми или острыми. Линия горизонта хорошо видна, когда стоиш на открытом пространстве и смотришь вдаль, где небо сходится с землёй или водой. При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство, если сесть на землю, то линия горизонта опустится и видимость уменьшится. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего.
Точку на линии горизонта, в которой сходятся параллельные в натуре линии, называют точкой схода, её расположение на рисунке зависит от места расположения рисующего.
Сегодня нам потребуется небольшой предмет, имеющий форму куба. Надо взять куб в руки и посмотреть, что мы будем видеть, если расположить его на уровне глаз слева и справа на расстоянии вытянутой руки - мы будем видеть две грани куба. А сколько граней куба мы будем видеть, если расположить его выше и ниже линии горизонта, то есть линии глаз?
А сейчас поставь, мой друг, предмет в форме куба на стол, прикрепи лист бумаги на мольберте и попробуй нарисовать его с натуры, применяя полученные знания законов перспективы. Можно усложнить занятие и поставить предмет на фоне однотонной ткани и нарисовать всё вместе. Свет на рисуемый предмет должен падать с одной стороны, тогда ту грань, которая находится в тени надо заштриховать и куб станет объёмным. Затем надо внимательно понаблюдать собственную тень на предмете и падающую тень на ткани, какая из них будет темнее усилить на рисунке штриховкой. Рисовать надо не спеша, уделив выполнению этого задания 1,5 - 2 часа.
Поздравляю, мой друг, с первым рисунком, сделанным с натуры. Видишь, как мы быстро продвигаемся вперёд и никаких сложностей.