Линейная функция (урок- игра, 7 класс) Цель урока: обобщить знания по теме «Линейная функция», подготовиться к контрольной работе. Урок подготовила: Суслова Мария Григорьевна, МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа 2», Чамзинский район
Ход урока. Класс разбивается на две группы: 1 команда- «Функция», 2 команда- «Аргумент» п/п Этапы урокааргументфункция 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Разминка Конкурс капитанов Графическое путешествие Функциональное море Линейная функция и окружающий нас мир Линейная функция в пословицах Функция на практических примерах Итоги На доске- лист учета набранных баллов (их выставляет жюри)
1. Разминка (за каждый правильный ответ 1 балл) Выбрать, какие формулы являются линейными функциями (формулы для 1 команды) (формулы для 2 команды) у= 4х + 2 у = 1,5х у = х/6 у = х + 2,5 у = -8 у = 4х² - 5х – 1 у = х² + 2,5 у = х(х + 4) у = х(х – 8) у = 7/(3-х) у = -2х у= 5х - 2
Проверка домашнего задания. Дома надо было каждому члену команды приготовить по вопросу для команды- соперницы. 1) Определение линейной функции 2) Определение прямой пропорциональности 3) Что является графиком у = kx + b ? 4) Как построить график у = kx ? 5) Указать область определения функции у = х + 2; у = ½ х; у = 2/х; у = х/(х-2); 6) Принадлежит ли графику функции у = 4/х точка А(-2; 2), С(10; 2/5); М(1/3; 12) 7) График функции у = 7х проходит через точку, абсцисса которой равна 4. Чему равна ордината этой точки? 8) График функции у = -2х проходит через точку, ордината которой равна 10. Чему равна абсцисса этой точки? 1. Разминка (за каждый правильный ответ 2 балла)
2. Конкурс капитанов. (за 1 задание- 1 балл за построение графика и за каждый вопрос, за 2 задание- 2 балла, за 3 задание- 3 балла) Капитаны выходят к доске- им даются задания: 1) Какие из формул у = 5х; у = 5/х; у = х/5; у = 5 – х; у = (х-5)/5; у = х/(-х +5); у = 5 [у = -3х; у = х; у = х + ½; у = -х; у = х/2; у = 2 – х; у = 5х – 1; у = (х - 3)/2] задают линейную функцию? В каждом случае указать коэффициенты k и b. 2) Построить графики функций: у = 3х - 1 ; [ у = -3х + 1] 3) Принадлежит ли точка графику А(0;-1);[В(0;2)] ? Жюри следит за временем, по окончании которого капитаны сдают свои работы жюри. На решение отводится 5 минут. Члены команд могут помочь своим командирам, но за каждую верную подсказку снимается 1 балл.
3. Графическое путешествие. (за 1 задание- 1 балл за построение графика и за каждый вопрос, за 2 задание- 2 балла, за 3 задание- 3 балла) 1) Построить в одной системе координат графики функций: у = -1/3х+ 1; у = -1/3х -2; у = -1/3х [у = 1/3х- 1; у = 1/3х + 2; у = 1/3х ]. а) назвать угловой коэффициент каждой прямой. б) назвать взаимное расположение графиков функций. в) назвать координаты точек пересечения каждого графика с осями координат. 2) Пересекаются ли графики функций: у = 2х – 4; у = -4х + 2; у = 2х – 3; у = 2х – 3; [у = 6х – 3; у = -3х + 6; у = 3х -2; у = 5х +2; ]? В том случае, если графики пересекаются, построить их. Определить по графику координаты точки пересечения и проверить результаты вычислением. 3) Задать формулой линейную функцию, если известны угловой коэффициент k соответствующей прямой и координаты точки А, через которую она проходит: k = 2/3; А(-6;-3), [k = 2/5; А = (-10;-4) ].
1 1О 4. Функциональное море (за верный ответ- 2 балла) Х У 1 32 На рисунке изображены прямые с угловыми коэффициентами 2; -2 и 0. Указать угловой коэффициент каждой из прямых.
1 1 О 4. Функциональное море (за верный ответ- 2 балла) Х У Указать те из прямых, угловой коэффициент которых положителен, отрицателен, равен 0.
4 1 1 О 4. Функциональное море (за верный ответ- 2 балла) Х У На рисунке изображены графики функций у = 2х; у = 2х + 4; у = 2х – 4. Указать, какая формула соответствует каждой из них. - 4
4. Функциональное море (за верный ответ 2 балла) У = х + 1 У х У = 1 - х У х У = х + 2 У х У = -2х У х Найдите ошибку!
5. Линейная функция и окружающий нас мир. (каждой команде прочитать задание, выяснить формулу, написать на доске и ответить на вопрос: «Будет ли она линейной функцией?») Вопрос 1 команде: «Сколько денег заплатили за телеграмму, если слов- х штук, за каждое слово- плата по 80 копеек. За услуги- плата 70 копеек.» Вопрос 2 команде: «Свеча была длиной 34 см. При горении за каждый час длина свечи уменьшалась на 2 см. Какой длины стала свеча через t часов горения? » Ответ: 80х + 70 Ответ: 34 – 2t Верный ответ: 2 балла
6. Линейная функция в пословицах. (за верный ответ- 2 балла) Ось ауканья Ось отклика У Х О 1)«Как аукнется, так и откликнется» 1 У Х О 2) «Ни кола, ни двора» 2 Ответ: начало координат
7. Функция на практических примерах. (за верный ответ- 2 балла) Время, час Масса,кгУ Х О 1)Яблоко росло, его сорвали, порезали и положили сушить (х- время, у- масса яблока) 1 Время, час Масса,кг У Х О 2) В огороде растет тыква. (х- время роста, у- масса тыквы) 2
Графики, которые будут изучаться в старших классах. Х У У Х Парабола у = х² Кривая у = х³