Модель повышения квалификации педагогических работников Оренбургской области в условиях модернизации российского образования
Количество слушателей в ИПКиППРО ОГПУ СоцзаказСоцзаказ
Рейтинг муниципальных образований по количеству руководителей и педагогов, прошедших обучение в ИПКиППРО ОГПУ
Повышение квалификации 2007 г. ТЕРРИТОРИЯ Доля от общего количества % Пономаревский23 % г. Бугуруслан 22 % Бузулукский 21 % 2008 г. ТЕРРИТОРИЯ Доля от общего количества (%) Грачёвский 35% Бугурусланский 31% г. Сорочинск 29% Первомайский 27% Асекеевский 25% г. Бузулук 24%
Динамика повышения квалификации Территория 2007 г г. Грачевский18 %35 % Асекеевский13 %25 % г. Бузулук13 %24 % г. Сорочинск15 %29 % Абдулинский15 %11 %
Итоги мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, проходивших обучение в ИПКиППРО ОГПУ Анализ полученных результатов позволил выделить три группы учителей, продемонстрировавших знание предмета на высоком, среднем и низком уровнях.
В первую группу (высокий уровень) вошли учителя, выполнившие все задания без ошибок, и те учителя, которые испытывали незначительные затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности части С или допустили небольшое количество ошибок в частях А и В (соответствует школьной отметке «5»).
Вторая группа (средний уровень) представлена учителями, которые допускали ошибки в выполнении заданий всех трех частей, но не более чем допустимо для получения школьником отметки «4».
В третью группу (низкий уровень) вошли учителя, испытывающие значительные затруднения в выполнении предложенных заданий (соответствует школьной отметке «3»).
Итоги мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов ПредметНизкий уровеньСредний уровень Русский язык и литература 8%57% История и обществознание 9%73% Физика10%59% Биология9%65%
ПредметНизкий уровеньСредний уровень География10%74% Химия12%72% Учителя начальных классов 10%34% Математика15%75% Итоги мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов
ПредметНизкий уровеньСредний уровень Иностранный язык 16%78% Информатика 23%51%
Причины : невысокий образовательный ценз у ряда категорий учителей (среди учителей начальных классов почти половина не имеют высшего образования; среди учителей информатики и естественнонаучного цикла велика доля условных специалистов, а также неспециалистов);
Причины: аттестация по должности ведет к тому, что учитель, который преподает несколько учебных предметов, аттестуется по одному, которым владеет лучше всего;
Причины: не выполняются установленные нормы повышения квалификации работников образования области (ежегодно обучение проходят в среднем 16% от общего количества педагогов области (при установленной норме 20%);
Причины: отсутствует социальный заказ от администрации образовательных учреждений на обучение учителей, испытывающих значительные затруднения в области содержания преподаваемого предмета;
Причины: у части учителей не в полной мере сформированы навыки выполнения заданий в формате ЕГЭ (в основном это педагоги, работающие в основной школе; не преподающие в старших классах).
Пути совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников 1. Системная работа менеджеров по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Взаимодействие с ИПК и ППРО ОГПУ. Сайт:
Пути совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников 2. Расширение источников финансирования на повышение квалификации педагогических работников.
3. Формирование социального заказа на основе проблем, выявленных в ходе измерения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. позиционирование образовательных услуг ИПК для следующих категорий педагогов: учителей, работающих на старшей ступени общеобразовательной школы; учителей-неспециалистов; учителей-совместителей, работающих в малокомплектных школах;
4. Формирование содержания внутрифирменной, корпоративной учебы на основе имеющихся проблем с использованием корпуса тьюторов, подготовленных на базе ИПК. Обучение команд для овладения сущностями модернизационных процессов.
5. Обучение директоров средних школ в рамках федерального проекта «Современный образовательный менеджмент» год – 350 человек; 2010 год – 400 человек. 10% обучение в других территориях России.
Федеральный проект «Современный образовательный менеджмент» 1. Модуль 1. «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации». 2. Модуль 2. «Инновационный менеджмент в управлении школой». 3. Модуль 3. «Оценка деятельности современной школы».
Федеральный проект «Современный образовательный менеджмент» 4. Модуль 4. «Правовые основы управления образовательным учреждением». 5. Модуль 5. «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением». 6. Модуль 6. «Деловое администрирование».