Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
План проведения: Переход на профильное обучение и предпрофильную подготовку согласно концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Пряхина Г. Д. Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и Единым государственным экзаменом. Домарева И. Н. Профильное обучение физике в процессе модернизации школьного образования. Воронкова Е. Н.
Профильное обучение математике в процессе модернизации школьного образования. Сажнёва Н. С. Организация предпрофильной подготовки в процессе модернизации школьного образования. Клыгина М. В. Психологическое сопровождение организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Шоричева Е. Н.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько: Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
1. Физико-математический профиль Экзамены в 9 классе: физика, информатика, геометрия. Базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществоведение, физическая культура, естествознание. Профильные общеобразовательные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика.
2. Естественнонаучный профиль Экзамены в 9 классе: а)биология, география, б)физика, химия. Базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществоведение, физическая культура, математика. Профильные общеобразовательные предметы: биология, география, физика, химия.
3.Социально-экономический профиль Экзамены в 9 классе: обществоведение, география. Базовые образовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, математика, информатика и ИКТ, физическая культура, естествознание. Профильные общеобразовательные предметы: экономика, право, философия, социология, политология, география.
4. Гуманитарный профиль Экзамены в 9 классе: история, литература. Базовые образовательные предметы: математика, обществоведение, физическая культура, естествознание. Профильные общеобразовательные предметы: : русский язык, литература, иностранный язык, история, философия, искусство.
Типы элективных курсов
Выводы: внедрение профильного обучения является закономерным результатом развития образования, а также социальных потребностей; организация профильного обучения обычно двухступенчатая – предпрофильная подготовка 8- 9кл. и профильные старшие классы; содержание профильного обучения на старшей ступени представлено тремя компонентами: базовые общеобразовательные курсы; профильные курсы; элективные курсы; важное место в подготовке к будущей профессиональной деятельности занимает профориентация.
Классы профильной школы Профильные классы, функционирующие в системе "школа-вуз". Профильные классы, использующие специально разработанные учебные планы. Классы углубленного изучения профильных предметов.
Проблемы организации профильного обучения: отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели; отсутствие учебников для каждого профиля; отсутствие финансирования.