Заместитель Министра экономики Омской области Ивахненко Оксана Николаевна О РЕЗОЛЮЦИИ II ТОРГОВОГО ФОРУМА СИБИРИ II Торговый форум Сибири 21 марта 2013 года г.Омск Пленарное заседание «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ» Итоги Форума
II ТОРГОВЫЙ ФОРУМ СИБИРИ: ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Выставочная программа мероприятий марта 2013 года Концепция Торгового форума Сибири на омской площадке Деловая программа мероприятий марта 2013 года проект "Концепция развития торговли и потребительского рынка в СФО до 2020 года" проект "Концепция развития потребительской кооперации СФО до 2022 года" Стратегические документы Сибири: Резолюция форума 2
Основные положения Стратегии представлены с учетом географического деления Сибири на следующие 3 пояса развития: О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА в Арктическом поясе развития - интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, повышение качества их жизни в Северном поясе развития - реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов, строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины) в Южном поясе развития - строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции; формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения северных и арктических территорий; формирование опорной сети предприятий, обеспечивающих сервисное обслуживание техники и технологий, применяемых в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики Сибири; формирование крупных городских агломераций, выполняющих функции транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров; формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами экологически чистого продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки); строительство элеваторов на территории Сибири и зерновых терминалов в портах Дальнего Востока, предприятий по переработке льна, льноволокна, кожи и шерсти; строительство энергосберегающего жилья для работников агропромышленного комплекса и работников вахтовых смен на добывающих предприятиях Арктического и Северного поясов развития; формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной и вахтовой основе
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ФОРУМА ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ II ТОРГОВОГО ФОРУМА СИБИРИ Пленарное заседание «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ» Итоги Форума 4
Координационный совет по развитию потребительского рынка исполкома МАСС: проект "Концепция развития торговли и потребительского рынка в СФО до 2020 года" проект "Концепция развития потребительской кооперации СФО до 2022 года" 5
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ повысился качественный уровень торговли в крупных и средних по числу жителей населенных пунктах, в основном осуществлен переход к более цивилизованным формам; достигнута довольно высокая обеспеченность населения торговой площадью в отдельных населенных пунктах (в основном в крупных и средних по числу жителей) согласно российским стандартам; улучшается инфраструктура торгового предпринимательства в оптовой и особенно в розничной торговле, идет постоянный рост числа сетевых торговых предприятий; практически на всей территории сибирского региона ведется широкомасштабное строительство новых, отвечающих мировым стандартам, форматов магазинов, торговых и торгово-развлекательных, а также многофункциональных центров. Положительные результаты развития отрасли торговли и потребительского рынка: 6
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ Основные проблемы развития отрасли торговли и потребительского рынка: проблемы государственного регулирования торговой отрасли; недостаточное развитие торговой инфраструктуры в малонаселенных и отдаленных пунктах Сибири; слабое развитие инфраструктуры потребительской кооперации, способной конкурировать с существующими торговыми сетями; проблемы стимулирования роста объемов производства и переработки сельскохозяйственного сырья (молока, мяса, зерна, овощей) и дикорастущей продукции, лекарственного сырья, произрастающих на территории Сибири; проблема организации сотрудничества местных товаропроизводителей и торговых сетей; дефицит высокопрофессиональных кадров в торговой отрасли и в то же время несовершенство системы профессиональной подготовки кадров вследствие отсутствия устойчивых интегрированных связей предприятий с учреждениями подготовки кадров 7
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА: Федеральному собранию Российской Федерации Правительству Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации органам государственной власти Субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа органам местного самоуправления муниципальных образований Сибирского федерального округа предприятиям и организациям торговли и потребительского рынка и их профессиональным объединениям Сибирского федерального округа предприятиям потребительской кооперации Сибирского федерального округа образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования Сибирского федерального округа общественным объединениям и организациям общественного контроля в сфере торговли и потребительского рынка Сибирского федерального округа Координационному совету по торговле и потребительскому рынку Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» 8
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. принятие поправок в федеральное законодательство, подготовка проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации 2. изменения в государственные, федеральные целевые программы 3. совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров 4. внесение изменений в региональные и муниципальные целевые программы в части введения дополнительных мер государственной поддержки 5. развитие торговой инфраструктуры в регионах Сибири, стимулирование развития конкуренции в торговой отрасли 6. развитие деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по защите прав потребителей 7. развитие деятельности потребительских обществ сибирских регионов 8. развитие индустрии питания и гостеприимства сибирских регионов 9
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - в Федеральный закон от 23 июня 1999 года 117-ФЗ «О защите конкуренции» в части совместного согласования Федеральной антимонопольной службой и Высшим органом исполнительной власти субъекта РФ сделок по слиянию крупных организаций; - в Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в части определения полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей; - в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения механизмов, стимулирующих развитие партнерства товаропроизводителей и торговых сетей, находящихся на разных системах налогообложения; - в федеральное законодательство в части: создания системы благоприятных условий для достижения торговыми организациями Сибири устойчивых позиций в продвижении на мировые рынки продукции основных отраслей специализации Сибири, сведения к минимуму рисков, возникающих при интеграции России в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО); усиления ответственности производителей, торговых организаций за качество продукции и услуг. совершенствования государственного регулирования сферы индустрии питания и гостеприимства; - в антимонопольное законодательство в части расширения перечня объектов наблюдения антимонопольного регулирования субъектами инфраструктурного обеспечения торгового бизнеса; изменения методик измерения и показателей исчисления доминирующего положения субъектов торговой сферы. 10
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМ ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ -стимулирование интеграции, кооперации местных товаропроизводителей и торговых сетей, предпринимателей, в том числе посредством формирования кластеров; -поддержка товаропроизводителей Сибири, в том числе экспортёров, с учётом обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в ВТО; -обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов в области международного права и правоприменительной практики ВТО; -стимулирование представителей торгового бизнеса в обеспечении ими роста объемов реализации продукции местных товаропроизводителей, включая продовольственные товары и дикоросы; -содействие укреплению сотрудничества регионов Сибири и зарубежных стран в приграничной торговле, в том числе реализации совместных инвестиционных проектов; -соблюдение мер безопасности и улучшения качества продукции, в соответствии с международными стандартами качества; -государственная поддержка на федеральном уровне предприятий торговли, осуществляющих деятельность в северных территориях и отдаленных и труднодоступных местностях; - поощрение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, отечественных сельхозтоваропроизводителей, производящих и реализующих экологически чистую продукцию. 11
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. принятие поправок в федеральное законодательство, подготовка проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации 2. изменения в государственные, федеральные целевые программы 3. совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров 4. внесение изменений в региональные и муниципальные целевые программы в части введения дополнительных мер государственной поддержки 5. развитие торговой инфраструктуры в регионах Сибири, стимулирование развития конкуренции в торговой отрасли 6. развитие деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по защите прав потребителей 7. развитие деятельности потребительских обществ сибирских регионов 8. развитие индустрии питания и гостеприимства сибирских регионов 12
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Стимулирование мотивации работников торговли, потребительской кооперации к повышению уровня образования и квалификации; Разработать дорожную карту мероприятий федеральных и региональных органов государственной власти по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для торговой отрасли, предусмотрев Корректировка программ обучения кадров торговой отрасли в образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования с учетом предложений руководителей торговых организаций и профессиональных объединений Содействие внедрению в образовательный процесс профессиональных стандартов в сфере индустрии питания и гостеприимства и (или) разработке региональных профессиональных стандартов наиболее востребованных профессий. Формирование образовательных кластеров 13
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. принятие поправок в федеральное законодательство, подготовка проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации 2. изменения в государственные, федеральные целевые программы 3. совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров 4. внесение изменений в региональные и муниципальные целевые программы в части введения дополнительных мер государственной поддержки 5. развитие торговой инфраструктуры в регионах Сибири, стимулирование развития конкуренции в торговой отрасли 6. развитие деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по защите прав потребителей 7. развитие деятельности потребительских обществ сибирских регионов 8. развитие индустрии питания и гостеприимства сибирских регионов 14
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Возмещения части затрат на строительство (реконструкцию) производственных объектов, приобретение оборудования, транспортных средств для организации заготовки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственного сырья, дикорастущей продукции, лекарственного сырья, произрастающего на территории Сибири Возмещения части затрат на реализацию социально ориентированных проектов в сфере торговли и общественного питания в сельских районах 15
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. принятие поправок в федеральное законодательство, подготовка проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации 2. изменения в государственные, федеральные целевые программы 3. совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров 4. внесение изменений в региональные и муниципальные целевые программы в части введения дополнительных мер государственной поддержки 5. развитие торговой инфраструктуры в регионах Сибири, стимулирование развития конкуренции в торговой отрасли 6. развитие деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по защите прав потребителей 7. развитие деятельности потребительских обществ сибирских регионов 8. развитие индустрии питания и гостеприимства сибирских регионов 16
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Обеспечить создание условий для работы системы информирования, просвещения и консультирования потребителей по актуальным вопросам качества, конкурентоспособности и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке; Обеспечить создание условий для продуктивного взаимодействия общественных объединений по защите прав потребителей с субъектами малого и среднего предпринимательства по актуальным вопросам качества и конкурентоспособности на потребительском рынке; Содействовать объединению общественных организаций по защите прав потребителей с целью создания единой стратегии работы, повышения эффективности и борьбы с недобросовестными участниками потребительского рынка; Содействовать применению предприятиями общественного питания национальных стандартов и добровольной сертификации услуг. 17
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. принятие поправок в федеральное законодательство, подготовка проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации 2. изменения в государственные, федеральные целевые программы 3. совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров 4. внесение изменений в региональные и муниципальные целевые программы в части введения дополнительных мер государственной поддержки 5. развитие торговой инфраструктуры в регионах Сибири, стимулирование развития конкуренции в торговой отрасли 6. развитие деятельности по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, по защите прав потребителей 7. развитие деятельности потребительских обществ сибирских регионов 8. развитие индустрии питания и гостеприимства сибирских регионов 18
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ФОРУМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: Внедрять в предприятиях индустрии питания и гостеприимства системы менеджмента качества и менеджмента безопасности продукции на основе международных стандартов ISO 9001, ISO 22000, нацеленных на обеспечение безопасности, рост производительности труда, технологическое перевооружение и международную кооперацию; Поддержать предложение о создании проекта «Сибирское гостеприимство» Поддержать инициативу Красноярского регионального объединения Федерации рестораторов и отельеров России о внесении изменений в Закон 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которые учитывают особенности функционирования предприятий общественного питания. 19
Стратегические документы, подготовленные Координационным советом по развитию потребительского рынка исполкома МАСС: проект "Концепция развития торговли и потребительского рынка в СФО до 2020 года" проект "Концепция развития потребительской кооперации СФО до 2022 года" Внести предложения участников форума Вынести проекты концепций на Совет: при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» 20
РЕЗОЛЮЦИЯ II ТОРГОВОГО ФОРУМА СИБИРИ 1.одобрить проект резолюции форума; 2.обеспечить опубликование и рассылку материалов Форума во все регионы Сибирского федерального округа 3. направить резолюцию Форума : Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, некоммерческим профессиональным (территориальным) объединениям предпринимателей 21
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ФОРУМА Спасибо за внимание! О РЕЗОЛЮЦИИ II ТОРГОВОМ ФОРУМА СИБИРИ