Программа классных часов по адаптации студентов колледжа (по результатам экспериментальной работы) Федотова Вера Александровна, преподаватель, Заслуженный учитель РФ
Педагогический колледж 1 им. К.Д. Ушинского Городская экспериментальная площадка по теме «Адаптация студентов к обучению и профессиональному становлению в колледже» Научный руководитель- Никандров Николай Дмитриевич, президент РАО, академик РАО, д.п.н., профессор
Участники программы - классные руководители Педагогического колледжа 1 им. К.Д. Ушинского
Адаптация- от латинского - adaptatio) – приспособление В психолого-педагогической литературе понятие «адаптация» в контексте рассмотрения процесса обучения в профессиональном учебном заведении имеет несколько трактовок: адаптация к условиям учебной деятельности, адаптация к коллективу учебной группы, адаптация к будущей профессии.
Методическое сопровождение: Разработка тематики классных часов и методических рекомендаций к ним. Разработка сценариев родительских собраний. Разработка мероприятий для предметных недель.
Алгоритм проведения воспитательных мероприятий: Определение целей и задач; Выбор формы, определение жанра и названия мероприятия; Работа по созданию позитивного психологического настроя организаторов и участников мероприятия; Организационно-методическая подготовка; Проведение самого мероприятия; Педагогический анализ
Примерная тематика классных часов по адаптации студентов педагогического колледжа 1 курс Тема: «День рождения группы» 1. Вводная часть – «Человек родился» (традиции и обычаи разных народов, связанные с празднованием дня рождения). 2. Основная часть: а) «Не люблю хвастаться, но…» - игра-самопрезентация студентов; б) Игра «горячий стул» для классного руководителя и зав. отделением; в) «Такое разное «МЫ» - групповая пантомима – вариации эмоциональных состояний группы. 3. Заключение - оформление поздравительных открыток друг другу «С Днем рождения нас!» и подведение итогов.
Примерная тематика классных часов по адаптации студентов педагогического колледжа 1 курс Тема: «Учитель – сознательный ли выбор?» Знакомство с группой, колледжем, его традициями, педагогическим составом образовательного учреждения. Значимость профессии педагога в жизни каждого человека. ПК 1 имени К.Д. Ушинского – старейшее учебное заведение города Москвы.
Тема: «Колледж - наша маленькая страна» 1. Вводная часть – объединение студентов в малые группы путём случайного подбора. 2. Основная часть (беседа за круглым столом): а) вопрос-ответ «Государственные символы России»; б) «Колледж - наша малая родина» (работа с картой); в) знакомство с гимном колледжа; г) работа в малых группах - создание герба колледжа. 3. Заключение 1 курс
Тема: «Учитель – это звучит гордо!» Встреча с лучшими учителями начальной школы - выпускниками нашего колледжа. Проведение тренинга «Умеешь ли ты общаться?» Викторина «Знаешь ли ты фильмы о школе?»
2 курс Тема: «Школа – это целый мир» Выступление преподавателя психолого-педагогического цикла о познавательном развитии младших школьников ( возрасте «Почемучек»). Просмотр видеофильмов по школьной тематике. Дискуссия «Школа – от прошлого к настоящему». Особенности работы учителя в современной школе. Обсуждение особенностей современного образования и деятельности педагога.
2 курс Тема: «Мы выбираем специализацию» Встреча-беседа с зам. директора колледжа по учебной работе. Встреча-беседа с методистами и преподавателями дополнительной специализации. Ознакомление с отзывами студентов старших курсов о выбранной ими специализации.
Тема: «Профессиональный интерес» 1. Вступительное слово – о самообразовании в профессии педагога. 2. Основная часть: а) работа в мини-группах : анализ содержания и структуры профессиональных газет и журналов («Начальная школа», «Социальная педагогика, «Начальная школа +: до и после», «Воспитание школьников», «Дошкольное образование», «Воспитатель», «Первое сентября» и др.); б) составление картотеки профессиональных периодических изданий; в) презентация (реклама) прочитанных ранее книг о педагогике («Педагогическая поэма», «Здравствуйте, дети!», «Вверх по лестнице, ведущей вниз» и др.); 3. Заключение – дискуссия о роли самообразования в профессиональной деятельности педагога. 2 курс
3 курс Тема: «Решение педагогических ситуаций – важное звено в подготовке будущего учителя» Просмотр и анализ фрагментов фильмов о школе и учителях. Практикум по решению педагогических ситуаций. Тестирование: правильно ли решены педагогические ситуации.
3 курс Тема: «Молодой специалист в школе» Внешний вид, манеры, интонация, поведение. Особенности личностных черт характера учителя. Взаимодействие с администрацией, учителями и другими работниками школы.
3 курс Тема: «Проба пера, или о практике пробных уроков/занятий» 1. Вступительное слово классного руководителя «Роль практики пробных уроков в подготовке специалиста». 2. Основная часть: а) цветовой тест "С каким цветом у вас ассоциируется практика?"; б) выступление зав. практикой на отделении (общие требования, система оценки практики); в) видео-презентация "Наши уроки в школе" (по итогам практики студентов старшего курса); г) выступления ведущих методистов «Советы начинающим учителям»; д) выступление студентов выпускной группы - «Взгляд студента: преимущества и трудности данной практики». 3. Заключение – «открытый микрофон» (обсуждение вопросов студентов группы).
4 курс Тема: «Поиск творческих идей» Реклама лучшего наглядного пособия, конспекта урока и т.п. Анализ методических журналов, интересных методических разработок. Педагогический конкурс «Знаешь ли ты?»
4 курс Тема: «Конкурс педагогического мастерства» Как найти выход из предложенной ситуации? Школа будущего – ваши предложения. Учитель умеет всё…
5 курс Тема: «Права и обязанности молодого специалиста» Встреча с юристом Департамента образования города Москвы. Ваша дальнейшая профессиональная судьба.
5 курс Тема: «Куда пойти учиться?» 1. Вступительное слово – «Педагогические вузы Москвы» 2. Основная часть: а) «Выбираем факультет» - плюсы и минусы продолжения образования по специальности «учитель начальных классов». б) «Выбираем форму обучения» - преимущества и проблемы очного, очно-заочного и заочного обучения в) «Выбираем вуз» - варианты продолжения обучения и условия поступления в вузы (информация зам. директора по учебно-производственной работе: сведения о вузах- партнерах, вступительных испытаниях). 3. Заключение – заполнение анкеты и оформление памятки выпускника.
Методическая разработка «Программа классных часов по адаптации студентов колледжа»