ЭКОРИС-НЭИ Зачетные единицы в базисных учебных планах Афанасьева В.И. 10 декабря 2010 г. Курсы повышения квалификации УМЦ УМУ
План выступления Введение Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в зачетных единицах (из письма Минобразования России от ин\13) Соответствие количества кредитных единиц средней нагрузке студентов Разъяснения Министерства образования и науки РФ разработчикам ООП ФГОС ВПО (основные положения) Система зачетных единиц, рекомендованная Министерством образования и науки РФ Подход к формированию учебных планов Общие требования к формированию учебных планов Алгоритм проектирования учебных графиков (на примере Московского авиационного института) Проектирование графика учебного процесса Проектирование учебного плана: общие рекомендации Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки Пример базового учебного плана ИМИ СВФУ 2
3 Письмо Минобразования России от ин\13 Переход в примерных учебных планах, разработанных на основе ГОС-2, от часов к зачетным единицам может выполняться в соответствии с методикой, рекомендованной Минобразованием России
5 Соответствие количества кредитных единиц средней нагрузке студентов 1 семестр – 30 кредитов; 1 год – 60 кредитов; Весь курс подготовки – кредитов. Распределение кредитов между курсами (в течение года) - произвольно Начисление кредитов – за полностью сданные курсы 1 ECTS кредит = 1/60 части годовой учебной нагрузки
Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) Основные положения: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО; Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»; Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142; В рамках одного профиля можно разрабатывать несколько ООП согласно особенностям программы подготовки бакалавров; В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО;
Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение Основные положения: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам. Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС; Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле; Вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения;
Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение Основные положения: Количество экзаменов за календарный год не превышает 10; Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий; Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц. Начисление зачетных единиц по физической культуре должно происходить дискретно, соблюдая кратность в 1 зачетную единицу; Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно. При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля) ; Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы;
Система зачетных единиц, рекомендованная Министерством образования и науки РФ 1 зачетная единица = 36 академическим часам общей учебной нагрузки студентов; Трудоемкость дисциплины = ее общая трудоемкость/36 (с округлением до 0.5) 1 неделя = 54 академических часа 1 неделя практики = 1.5 зачетных единицы 1 экзамен = 1.0 зачетная единица Трудоемкость подготовки итоговой аттестации зависит от ее продолжительности
Формирование структур циклов и объемов дисциплин Список компетенций, ЗУНы Список дисциплин и предполагаемый объем Определение учебных графиков Структура практик и итоговой гос. аттестации Объем каникул Учебный график Последовательность изучения Формирование учебного плана Ограничения стандарта Рекомендации по циклам Рабочий учебный план Подход к формированию учебных планов
Общие требования к формированию учебных планов Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего). Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет. Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта; Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа; Зачетная единица: Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут); Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы; Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы; Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц; Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2; Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах; Структура ООП: - Распределение общей трудоемкости по циклам. - Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части. - Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». - Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам.
Алгоритм проектирования учебных графиков (на примере МАИ) 1.Проектирование учебного графика должно начинаться с последнего семестра: Количество недель итоговой аттестации = (Объем аттестации в з.е.)/1.5 Размещение итоговой гос. аттестации начиная от последней недели обучения 2.Определение количества недель практики: Количество недель практики = (Объем практики в з.е.)/1.5 3.Определение начала занятий весеннего семестра: Рекомендация: 7 февраля 4.Распределение минимально необходимых каникул в семестрах: 2 недели перед началом весеннего семестра; 5 недель в конце четного семестра 5.Распределение практик: в конце четных семестров (желательно четное количество недель) 6.Распределение сессий: в нечетных семестрах – перед каникулами 3-4 недели; в четных семестрах – перед практиками 3-4 недели 7.Осенний семестр: 17 недель теоретического обучения, 4 недели сессии 8.Весенний семестр: 3-4 недели сессии, недель практики, оставшееся – теоретическое обучение
Проектирование графика учебного процесса График учебного процесса бакалавра График учебного процесса специалиста
Проектирование учебного плана: общие рекомендации 1.Определение перечня дисциплин базовой части циклов на основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП. 2.Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок. 3.Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок.
Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах 1.Размещение в семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик 2.Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета 3.Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре; 4.Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре. Учитываемые ограничения: Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5; Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены; Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);
Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки 1.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена (1/0) 2.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом, часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре) 3.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре Учитываемые ограничения: - Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) 27; - Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа –(часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) 54; - Количество экзаменов в год не должно превышать 10; - Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ;
По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования учебный план по направлению подготовки (специальности) должен включать три группы дисциплин по всем циклам: а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно; в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору. Дисциплины группы «б» и «в» создают предпосылки для так называемой «нелинейной» организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин «а», «б» и «в» устанавливается вузом (факультетом) на основании действующих нормативных документов (ГОС ВПО или специального решения Минобразования России).
Пример базового учебного плана ИМИ СВФУ Составитель: Неустроева Т.К., к.ф.-м.н., доцент кафедры алгебры и геометрии
Учебный план Представить отдельно файл с учебным планом 19
Использованные материалы 1.Материалы информационно-методического семинара АКУР февраля 2010 года 2.Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО. Разработка МАИ, Сурнина Т.Ю. О системе зачетных единиц. НГТУ
21 Контактные данные: (раб.тел.) Спасибо за внимание!