Обзорная лекция по дисциплине «СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК» Шобанов Андрей Витальевич кандидат экономических наук, доцент Форма аттестации - экзамен
Себестоимость железнодорожных перевозок Себестоимость продукции – денежное выражение издержек предприятия, приходящихся на единицу продукции Себестоимость железнодорожных перевозок – величина эксплуатационных расходов, приходящаяся на единицу объема перевозок Единица измерения: коп./ 10 ткм или 10 пасс-км
Признаки классификации эксплуатационных расходов железных дорог 1.По статьям Номенклатуры расходов 2.По элементам затрат 3.По связи с производственным процессом 4.По отраслевым хозяйствам 5.По укрупненным видам работ (УВР) 6.По видам деятельности 7.По способу отнесения на себестоимость видов деятельности (прямые и косвенные) 8.По характеру зависимости от объема перевозок
Группы расходов по связи с производственным процессом Основные Специфические для отдельных хозяйств Общие для всех видов работ и мест возникновения затрат Общехозяйственные По содержанию аппарата управления Без содержания аппарата управления
УВР «Содержание инфраструктуры» УВР «Локомотивная тяга» УВР «Ремонт подвижного состава» УВР «Пассажирские перевозки в дальнем следовании» УВР «Содержание инфраструктуры» УВР «Локомотивная тяга» УВР «Ремонт подвижного состава» УВР «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении» УВР «Содержание инфраструктуры» УВР «Локомотивная тяга» УВР «Ремонт подвижного состава» УВР «Грузовые перевозки» УВР «Содержание инфраструктуры» УВР «Локомотивная тяга» УВР «Ремонт подвижного состава» Расходы 1. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Состав расходов видов деятельности по УВР 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ИНФРАСТРУКТУРЫ 3. УСЛУГИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ 4. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ДАЛЬНЕМ СЛЕДОВАНИИ 5.ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ 6. РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Планирование затрат на оплату труда По запланированному объему работы и нормам выработки По трудоемкости запланированного объема работы и нормам рабочего времени По количеству обслуживаемых объектов и нормам обслуживания По числу предприятий и штатному расписанию
Планирование затрат на топливо и электроэнергию на тягу поездов По запланированному объему работы в тонно-километрах брутто и средней норме расхода топлива или электроэнергии на ткм брутто По видам пробега и простоя локомотивов
Планирование затрат на амортизационые отчисления По фактическим затратам на амортизационные отчисления отдельных видов основных средств По первоначальной стоимости основных средств и нормам ежегодных отчислений
Деление эксплуатационных расходов на зависящие от объема перевозок (PL н ) и условно-постоянные Зависящие расходы – расходы, меняющиеся прямо пропорционально изменению объема перевозок Условно-постоянные расходы – расходы, остающиеся неизменными при изменении объема перевозок в анализируемом периоде
Деление эксплуатационных расходов на зависящие и условно-постоянные
Оценка изменения себестоимости перевозок под влиянием изменения объема перевозок Распределение расходов на зависящие и условно-постоянные Определение изменения объема перевозок Определение изменения зависящих расходов Суммирование измененных зависящих расходов и условно- постоянных расходов, остающихся неизменными Расчет измененной себестоимости делением измененных расходов на измененный объем перевозок
Виды калькулируемой себестоимости перевозки По видам перевозок (грузовые и пассажирские) По видам деятельности По видам тяги (электровозная, тепловозная, моторвагонная, дизельпоездная) По видам сообщения (прямое и местное для грузовых перевозок, дальнее и пригородное для пассажирских) По операциям перевозочного процесса (начально-конечная и движенческая) По категориям поездов (грузовые, сборные, передаточные и вывозные)
Принципы калькуляции себестоимости на железнодорожном транспорте 1. Непосредственное отнесение части специфических расходов хозяйств на калькулируемый вид перевозки, тип тяги и т.п. 2. Распределение оставшейся части специфических расходов хозяйств пропорционально различным измерителям эксплуатационной работы 3. Отнесение общих для всех отраслей и общехозяйственных расходов на калькулируемый вид перевозки и т.п. пропорционально ранее распределенному ФОТ специфических расходов
Принципы калькуляции себестоимости на железнодорожном транспорте Статьи специфических расходов отраслевых хозяйств Общие для всех отраслевых хозяйств и общехозяйст- венные расходы Прямо относимые статьи на рассматриваемый вид перевозки Распределяемые статьи ФОТ статей специфических расходов рассматриваемого вида перевозок Специфические расходы рассматриваемого вида перевозки Объем перевозок по калькуляционному признаку Распределенные расходы Себестоимость перевозок по калькуляционному признаку на другие виды
Методы расчета себестоимости в конкретных условиях перевозки Метод непосредственного расчета по статьям Номенклатуры расходов Метод расходных ставок Метод удельных весов расходов Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости Метод коэффициентов влияния КПИПС
Метод расходных ставок Единичная расходная ставка – зависящие от объема перевозок расходы, приходящиеся на единицу калькуляционного измерителя
Принцип определения себестоимости перевозок методом расходных ставок Определение единичных расходных ставок Определение конкретных условий перевозки (КПИПС и нормы) Корректировка единичных расходных ставок по характеристикам конкретных перевозок Расчет себестоимости конкретных перевозок Индексация единичных расходных ставок
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Вагоно-километры Вагонное хозяйство в части ТО, ТР и КР грузовых вагонов Хозяйство грузовой и коммерческой работы в части ТО, ТР и КР контейнеров Вагоно-часы Вагонное хозяйство в части амортизации грузовых вагонов Хозяйство грузовой и коммерческой работы в части амортизации контейнеров
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Бригадо-часы поездных бригад Хозяйство перевозок в части сопровождения сборных поездов кондукторскими бригадами Локомотиво-километры Локомотивное хозяйство в части смазки, экипировки, ТО, ТР и КР поездных локомотивов Хозяйство электрификации и электроснабжения в части ТО, ТР, КР и амортизации контактной сети
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Локомотиво-часы Локомотивное хозяйство в части амортизации поездных локомотивов Бригадо-часы локомотивных бригад Локомотивное хозяйство в части оплаты труда локомотивных бригад
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов Хозяйство пути в части текущего содержания, амортизации и капитального ремонта верхнего строения главных путей Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки в части ТО электрической централизации стрелок на главных путях
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Расход электроэнергии (условного топлива) Локомотивное хозяйство в части расходов на электроэнергию и топливо для тяги поездов Грузовые отправки (Отправленные вагоны) Хозяйство грузовой и коммерческой работы и вагонное хозяйство в части подготовки грузов, вагонов и контейнеров к перевозке
Связь расходов с измерителями Калькуляционный измеритель Зависящие расходы отраслевых хозяйств Маневровые локомотиво-часы Хозяйство перевозок в части работы составительских бригад Локомотивное хозяйство в части работы, экипировки, амортизации, ТО, ТР и КР маневровых локомотивов Хозяйство пути в части текущего содержания, амортизации и капитального ремонта верхнего строения станционных и подъездных путей Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки в части ТО электрической централизации стрелок на станционных путях и ТО горок
Условия перевозки, вызывающие необходимость корректировки расходных ставок Тип вагонов Серия локомотива Вид пробега локомотива Тип верхнего строения пути
Единичные расходные ставки по грузовым перевозкам п/п Наименование расходной ставки Расходной ставка, руб. в среднем то же по типам тяги электровозтепловоз 1Вагоно-километр 0, Вагоно-час рабочего парка 5,92-- 3Бригадо-час работы поездной кондукторской бригады 73,47-- 4Локомотиво-км поездного локомотива в т.ч без расходов на содержание контактной сети ,12 7,38 40,29 - 5Локомотиво-час поездного локомотива -171,75591,32 6Бригадо-час работы локомотивной бригады -198,72292,03 7Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов 0, Стоимость одного кВт-часа электроэнергии (1 кг условного топлива) -0,956,28 9Маневровый локомотиво-час 609, Отправленный вагон 59, Грузовая отправка 176,35--
Порядок корректировки расходных ставок на измерители вагоно-километр и вагоно-час * - тип вагона
Порядок корректировки расходных ставок на измерители локомотиво-километр и локомотиво-час Для электровозов: Для тепловозов: * - серия локомотива
Характер зависимости себестоимости перевозок от КПИПС Обратнозамедленная зависимость P гр, Р н, Q бр, m с, V уч Прямозамедленная зависимость α пор, β всп (β од ) С С х (P гр, Р н, Q бр, m с, V уч ) х (α пор, β всп (β од )) С=а+в/х С=а+в*х а а
Методы оценки влияния КПИПС на себестоимость перевозок Метод единичных расходных ставок Метод укрупненных расходных ставок (стоимостных нормативов) Метод коэффициентов влияния КПИПС
Метод коэффициентов влияния КПИПС на себестоимость перевозок Коэффициент влияния КПИПС на себестоимость перевозок : - для обратнозамедленной зависимости часть себестоимости, изменяющаяся обратнопропорционально изменению КПИПС - для прямозамедленной зависимости процент изменения себестоимости при изменении КПИПС на 1%
Характер зависимости отдельных калькуляционных измерителей от КПИПС Характер изменения измерителей Изменение калькуляционных измерителей при изменении качественного показателя РQ6pQ6p У уч Измерители, меняющиеся прямо или обратно пропорционально nS, nT, N в отпр, O Nh, Mh, MS, MT --- Измерители, меняющиеся замедленно MS, MT, Mh, Nh, PL бр, A т(э), MT ман PL бр, A т(э), MT ман nT, Mh, Nh, A т(э), MS, MT nS, nT, Nh, MS, MT, Mh, PL бр, A т(э), MT ман MS, MT, Mh, PL бр, A т(э), Измерители и расходы, остающиеся стабильными E у-п nS, nT, N в отпр, O, E у-п nS, PL бр, MT ман N в отпр, O, E у-п N в отпр, O, E у-п nS, nT, Nh, MT ман N в отпр, O, E у-п
Коэффициенты влияния КПИПС на себестоимость перевозок КПИПС Коэффициент влияния, % электротягатеплотяга Динамическая нагрузка груженого вагона30,030,9 Масса поезда брутто8,018,9 Участковая скорость движения поезда3,55,2 Процент порожнего пробега вагонов к груженому 0,150,17 Процент одиночного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов 0,060,14
Порядок расчета изменения себестоимости перевозок методом коэффициентов влияния для обратнозамедленной зависимости для прямозамедленной зависимости
Стоимостной норматив - это себестоимость выполнения отдельных единиц (видов) эксплуатационной работы. Цель – получение расходной базы для обоснования уровня плат за пользование подвижным составом, определение эффективности реконструктивных и организационных мероприятий
Порядок включения в стоимостной норматив отдельных групп расходов Для обоснования уровня плат Стоимостной норматив – сумма переменных (зависящих от объема перевозок) и условно- постоянных расходов Для определения эффективности мероприятий Стоимостной норматив – только переменные (зависящие от объема перевозок) расходы. (Укрупненная расходная ставка)
Корректировка расходных ставок при расчете стоимостных нормативов 1. Вагоно-километр 2. Вагоно-час Тип вагона 3. Локомотиво-километр Серия локомотива Движение с поездом или в одиночном следовании Тип верхнего строения пути Движение в поезде или на маневрах 5. Бригадо-час локомотивной бригады 4. Локомотиво-час 6. Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов
Корректировка расходной ставки на бригадо-час локомотивной бригады Расходная ставка на 1 бригадо-час локомотивной бригады при работе в одиночном следовании на 15% меньше, чем при работе с поездами e Mh в поездахe Mh в од. след. e Mh средняя β од 1 - β од
Корректировка расходной ставки на бригадо-час локомотивной бригады
Расчет расходов, связанных с пробегом подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 поездо-километр транзитного (сборного) поезда: Вагоно-километры Вагоно-часы Бригадо-часы кондукторских бригад (для сборных поездов) Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов Расход топлива (электроэнергии)
Расчет расходов, связанных с пробегом подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 локомотиво-километр одиночного следования: Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Тонно-километры брутто локомотивов Расход топлива (электроэнергии)
Расчет расходов, связанных с простоем подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 поездо-час простоя транзитного (сборного) поезда: Вагоно-часы Бригадо-часы кондукторских бригад (для сборных поездов) Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Расход топлива (электроэнергии)
Расчет расходов, связанных с простоем подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 локомотиво-час простоя одиночного локомотива: Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Расход топлива (электроэнергии)
Распределение расходов по операциям перевозочного процесса Расходы по начально- конечным операциям Расходы по операциям передвижения поездов 17% Е83% Е Е зав нко =30%Е нко Е у-п нко =70%Е нко Е зав пер =50%Е пер Е у-п пер =50%Е пер
Зависимость себестоимости от дальности перевозки L C 0 С нко – себестоимость в части начально-конечных операций С пер – себестоимость в части операций по передвижению поездов L ср –средняя дальность перевозки грузов L ср C ср
Факторы, влияющие на различие себестоимости перевозок по родам грузов техническая норма загрузки вагонов средняя дальность перевозки груза средняя масса грузовой отправки уровень маршрутизации перевозок масса тары и процент порожнего пробега вагонов среднесуточный пробег вагона цена вагона и цена различных ремонтов и т.д.
Определение себестоимости перевозок отдельных родов груза методом корректировки Рассчитать себестоимость перевозки руды в полувагонах и хлопка в крытых вагонах Исходные данные: Е=12106 млн. руб.; PL бр = млн. ткм руда: р гр =62 т., α пор гр =60%, р т =22 т. хлопок: р гр =20 т., α пор гр =45%, р т =22,4 т. 1. Рассчитываем расходы на 10 ткм брутто для «среднего груза» 2. Определяем коэффициенты брутто для конкретных родов груза 3. Рассчитываем себестоимость 10 ткм нетто для конкретных родов груза