Алгоритм формирования примерной основной профессиональной образовательной программы
Формирование примерной ОПОП Необходимо начинать с анализа требований ФГОС: к результатам освоения, которые отражают цель и задачи ОПОП (виды деятельности и компетенции) – ФГОС раздел V к результатам освоения, которые отражают цель и задачи ОПОП (виды деятельности и компетенции) – ФГОС раздел V к структуре ОПОП (план содержания примерной программы – обязательные составляющие, которые нельзя менять или игнорировать) – ФГОС раздел VI к структуре ОПОП (план содержания примерной программы – обязательные составляющие, которые нельзя менять или игнорировать) – ФГОС раздел VI к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей) – ФГОС раздел VII к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей) – ФГОС раздел VII Основная цель обучения – формирование проф. компетенций, а не знаний самих по себе Профкомпетенции в первую очередь формируются в профмодулях, поэтому начинать разработку содержания примерной ОПОП обязательно с разработки программ ПМ
Разработка программы ПМ В макете программы ПМ уже есть необходимые комментарии Рекомендуется соблюдать следующий алгоритм: заполнить паспорт программы, продумывая возможность использования ПМ (из ФГОС) и вне ОПОП, например, для повышения квалификации и переподготовки работников заполнить паспорт программы, продумывая возможность использования ПМ (из ФГОС) и вне ОПОП, например, для повышения квалификации и переподготовки работников заполнить раздел II «Результаты освоения ПМ» (из ФГОС) заполнить раздел II «Результаты освоения ПМ» (из ФГОС) заполнить раздел V макета «Контроль и оценка результатов освоения ПМ (вида проф.деятельности)» заполнить раздел V макета «Контроль и оценка результатов освоения ПМ (вида проф.деятельности)» ВАЖНО формулировать результаты в компетентностном ключе с учетом целей обучения – зачем обучающийся должен это делать и на каком уровне? И т.д.
Построение содержания ПМ Заполнить раздел III «Структура и примерное содержание ПМ» Главный вопрос – как выстроить материал, чтобы достигнуть целей, прописанных в п. V, и подготовить обучающихся к процедуре оценки? сколько и какие составные части (разделы) сколько и какие составные части (разделы) Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля характеризуется логической завершенностью характеризуется логической завершенностью направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций Раздел ПМ может состоять из: междисциплинарного курса или его части междисциплинарного курса или его части соответствующих частей учебной и производственной практик соответствующих частей учебной и производственной практик Наименование раздела ПМ должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний Обслуживание теплотехнического оборудования и систем тепловодогазоснабжения Обслуживание теплотехнического оборудования и систем тепловодогазоснабжения НЕ ПУТАТЬ: МДК НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО РАВЕН РАЗДЕЛАМ МОДУЛЯ!!! Внутри одного МДК могут быть выделены несколько разделов ПМ
Построение содержания ПМ Проверочные вопросы: с какими существующими спецдисциплинами соотносятся разделы ПМ с какими существующими спецдисциплинами соотносятся разделы ПМ как распределить материал между разделами профмодулей и учебными дисциплинами, чтобы содержание не повторялось, а дополняло одно другое (что оставить в содержании дисциплины, что перенести в ПМ) как распределить материал между разделами профмодулей и учебными дисциплинами, чтобы содержание не повторялось, а дополняло одно другое (что оставить в содержании дисциплины, что перенести в ПМ) какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем какие виды работ учебной/производственной практики должны закреплять полученные по ПМ знания? какие виды работ учебной/производственной практики должны закреплять полученные по ПМ знания? как проводится практика – рассредоточенно или концентрированно как проводится практика – рассредоточенно или концентрированно
Расчет часов Следует обратить внимание: в программах конкретных ПМ и УД мы учитываем часы только обязательной части циклов ОПОП в программах конкретных ПМ и УД мы учитываем часы только обязательной части циклов ОПОП бюджет времени на программы ПМ включает часы обязательной части + часы учебной и производственной практики бюджет времени на программы ПМ включает часы обязательной части + часы учебной и производственной практики объем времени, отведенный в ФГОС на вариативную часть ОПОП, реализуется на уровне рабочих программ образовательного учреждения объем времени, отведенный в ФГОС на вариативную часть ОПОП, реализуется на уровне рабочих программ образовательного учреждения Для СПО необходимо конкретизировать, по каким именно дисциплинам/модулям обучающиеся будут выполнять курсовые и задать объем часов Рабочая программа образовательного учреждения должна ежегодно обновляться с учетом требований работодателей и регионов
Расчет часов После определения содержания модулей и дисциплин и примерного объема часов на их освоение нужно обратиться к цифрам БУПа При этом не исключена корректировка цифр БУПа и цифр по отдельным программам уч.дисциплин и проф.модулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД В рамках нашего семинара мы можем определить лишь примерное количество часов, необходимых на освоение программ ПМ и УД
Условия реализации программы ПМ Заполнить раздел IV макета «Условия реализации программы ПМ» Требования к минимальному материально- техническому обеспечению Требования к минимальному материально- техническому обеспечению Информационное обеспечение обучения Информационное обеспечение обучения Общие требования к организации образовательного процесса Общие требования к организации образовательного процесса Кадровое обеспечение образовательного процесса Кадровое обеспечение образовательного процесса