Живопись XVII века Италия и Испания Караваджо, Веласкес, Эль Греко
XVII век - появление национальных художественных школ и барокко Период резких перемен, революции, образование новых государств.Период резких перемен, революции, образование новых государств. Разделение на национальные школы живописи.Разделение на национальные школы живописи. (Ренессанс – это все-таки Италия. Человек – центр вселенной, средоточие лучшего.)(Ренессанс – это все-таки Италия. Человек – центр вселенной, средоточие лучшего.) Во главе каждого направления, национальной школы, стоит большая величина, великие мастера XVII века. Они великие не только по своему уровню, но и потому, что почувствовали веяние времени и дали очень много для национальной культуры.Во главе каждого направления, национальной школы, стоит большая величина, великие мастера XVII века. Они великие не только по своему уровню, но и потому, что почувствовали веяние времени и дали очень много для национальной культуры. Человек XVII в. начинает понимать, что он часть Вселенной. Двойственность: то прекрасный, щедрый, то низменный. Сложные взаимоотношения между людьми.Человек XVII в. начинает понимать, что он часть Вселенной. Двойственность: то прекрасный, щедрый, то низменный. Сложные взаимоотношения между людьми.
Барокко - большой стиль Сложность и многообразие мира после идеальности мира Возрождения. Понять место человека в мире: человек – лишь малая часть мира.Сложность и многообразие мира после идеальности мира Возрождения. Понять место человека в мире: человек – лишь малая часть мира. Конфликты.Конфликты. Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция.Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция. В начале XVII века лидерствовала Италия. Мастера вышли из традиций Возрождения. В 30-е годы начинает блистать Фламандская школа, потом Голландия, во второй половине XVII века Франция возьмет на себя роль лидера (в XVIII веке она остается практически единственным лидером).В начале XVII века лидерствовала Италия. Мастера вышли из традиций Возрождения. В 30-е годы начинает блистать Фламандская школа, потом Голландия, во второй половине XVII века Франция возьмет на себя роль лидера (в XVIII веке она остается практически единственным лидером).
Караваджо – рубеж XVI-XVII вв Караваджо 1-ый восстал против традиции. (Болонская Академия – традиции эпохи Возрождения). Бунтарь, гуляка.
Ориентироваться на античное искусство. Учиться нужно у натуры. Живет и работает в Риме.Живет и работает в Риме. «Гадалка» (1-ая жанровая картина) тема шулерства, воровства. Сцена с улицы, с площади, повседневная жизнь. Вырывает 2 персонажа, нейтральный фон. Более пристально присматривается к человеку, но и к предметам одежды. Выбрал цыганку из толпы.«Гадалка» (1-ая жанровая картина) тема шулерства, воровства. Сцена с улицы, с площади, повседневная жизнь. Вырывает 2 персонажа, нейтральный фон. Более пристально присматривается к человеку, но и к предметам одежды. Выбрал цыганку из толпы. Сюжеты: на площади – «Вот мои любимые сюжеты».Сюжеты: на площади – «Вот мои любимые сюжеты». Типаж – типичный римский мальчик, который затем кочует из картины в картину.Типаж – типичный римский мальчик, который затем кочует из картины в картину. Портрет с гравюры неизвестного художника
«Вакх» - античный сюжет, но тот же юноша. Важно: уделяет внимание прозрачности чаши, выписывает каждый плод. Караваджо является первым художником, который ввел в живопись натюрморт.
ЛютнистЛютнистЛютнистЛютнист
«Юноша с корзиной фруктов» и «Юноша, укушенный ящерицей»
«Обращение Савла» (апостол Павел). Караваджо применяет выразительную силу света – софитный свет. Однажды по пути в Дамаск? С неба свет, Савл падает с коня, услышав глас с небес. Господь Бог призывает его отречься от богонеугодных занятий. Свет имеет мистически- символическое значение.
«Призвание апостола Матфея». Апостол Матфей. Был мытарем презренным (сборщиком налогов). Во время подсчета подати входит Христос с апостолом Петром. Таверна с сомнительной репутацией. За столом Матфей, двое юношей. Не видна дверь, в полутемную таверну скользнул свет, высветлят руку Христа, и самое яркое пятно – Матфей. Жестикуляция, поза помогает. У Матфея выражение удивления: «Почему я?». Свет – главный источник чуда (tene broso).
«Святой Матфей» - один из евангелистов, символ – ангел. В тот момент, когда создается Евангелие. Нет идеала! Церковь была в ужасе от решения человека. Ангел здесь не для того, чтобы диктовать, он написан в образе рыбака, крестьянина. Капелла Контарелла в Риме. 3 картины посвящены апостолу Матфею. Вместо фрески написал картины на холстах, вставлены в рамы.
«Трапеза в Эмаусе»
«Юдифь и Олоферн» и «Давид с головой Голиафа» (натурализм)
«Успение Девы Марии» Наиболее трагичные композиции Караваджо создает в последующих композициях. «Успение девы Марии», «Снятие со креста и погребение Христа». Торжественный и трагический реквием. Патетика (ренессансная черта). Торжественная скорбь. Рука усиливает указание в бездну. Точка зрения немного снизу. Богоматерь еще молодая и прекрасная (36 лет). Мощь и трогательность апостолов. Переход изображения в пласт внутреннего. Не только трагедия, но и нечто светлое!.
Веласкес Диего де Сильва ( ) Севилья. Бодегон – простонародные сценки. Ранняя композиция – «Водонос» (похож на Караваджо). Севилья далеко от центра королевской власти, далеко от центра страны. Площади были заполнены простым людом. Бокал – символ Испании. Вода – это символ (для Испании) почтительности и красоты. Раньше достойному гостю предлагали бокал воды.
«Водонос»
Веласкес «Завтрак» Картина написана в 1617 г., хранится в Эрмитаже, Относится к раннему периоду творчества, заметно влияние Караваджо
«Вакх». Второе название – «Пьяницы». Жизнь богаче мифа. «Вакх и бродяги». Миф и жизнь едины, но жизнь интереснее. - пирушка, принимает в свиту нового персонажа. Под маской античных героев – обычные люди того времени. Детали: типичный испанец рядом с Вакхом. В этой пирушке есть достоинство каждого персонажа. Это особенность испанская – всегда достоинство.
Очень мало религиозных сюжетов: « Поклонение волхвов» и «Трапеза в Эмаусе».
Портреты. Целая галерея портретов королевской семьи
«Принц Бальтасар» и «Инфанта Маргарита»
Филипп IV
Портреты слуг
Папа Инокейтий X («Слишком правдиво»)
«Сдача Бреды» («Копья») После Италии. Историческ ое событие не как апофеоз короны, а как реальное событие. Испания и Голландия. «Сдача Бреды». (Амбросиус Спинола).
«Менины»
«Менины»
ПряхиПряхиПряхиПряхи
Античность. «Венера перед зеркалом». В Испании не принято изображать обнаженное тело. Строгая католическая страна. Такую смелость мог позволить только любимец короля. Композиция особенная – фигура со спины, а лицо только в зеркале. Типично испанская фигура танцовщицы. Простота, достоинство, красота.
Эль Греко ( ) «Погребение графа Оргаса»,
«Погребение графа Оргаса», фрагмент
«Тайная вечере»
«Моление о чаше»
ИдальгоИдальгоИдальгоИдальго
Вид на Толедо