МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера»
Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д. 2
быстрая и точная ориентировка в психологии людей, практический склад ума, видение частных конкретных практических задач и эффективных путей их разрешения; способность видеть и решать проблемы; способность решать проблемы творчески, а не по шаблону; гибкость и подвижность ума; способность привлекать к себе людей; сила воли в сочетании с практическим умом; мужество и самообладание; настойчивость; самовоспитание для овладения недостающими свойствами. 3
способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить и т.д. 4
5 Управленческая деятельность (принятие управленческих решений) Организационная деятельность (создание организации, ее совершенствование, организация труда подчиненных, контроль) Другие: аналитическая, диагностическая, исследовательская, проектно- плановая, методическая, информационная, консультационная, инновационная, педагогическая
Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Властные полномочия – объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений без согласования с высшим руководством. Источники власти менеджеров: 1. Личностные: 2. Организационные: власть эксперта, власть принятия решений, власть харизмы, власть вознаграждений, власть информации, власть принуждения, власть убеждения. власть над ресурсами, власть связей, власть традиции. 6
Власть эксперта. Заключается в способности руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний. Власть харизмы (или эталонная власть, или власть примера). Связана со способностью руководителя влиять на подчиненных благодаря личной привлекательности, наличию сильных личностных качеств. Власть информации. Базируется на возможности получения нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Власть убеждения. Основывается на умении менеджера влиять на других с помощью эффективной (эмоциональной, логической и аргументированной) передачи своей точки зрения. 7
Власть принятия решений Власть вознаграждения способ влияния, основанный на положительном воздействии с целью добиться от подчиненного желаемого результата. Власть принуждения (влияние через страх). Строится на страхе подчиненных быть наказанными. Власть над ресурсами. Основывается на контроле руководством распределения потоков ограниченных ресурсов, которые обычно в организациях направлены сверху вниз. Власть связей. Создается путем распространения менеджером информации о его связях с влиятельными людьми. Власть традиции (законная власть). Строится на выработке у подчиненных готовности по традиции признавать законную власть руководства и подчиняться ему. 8
1. Межличностные роли: - Главный руководитель (лицо организации) - Лидер - Связующее звено 2. Информационные роли: - Приемник информации (монитор) - Распространитель информации (передатчик) - Представитель (рупор организации) 3. Управленческие роли (роли, связанные с принятием решений): - Предприниматель (инициатор) - Устранитель проблем (стабилизатор) - Распределитель ресурсов - Ведущий переговоры (посредник) 9