Профильная школа. Проблемы и пути их решения.
Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Использование школьного компонента БУП и часов индивидуальных консультаций для увеличения часов по основной программе в проф. классах. Использование школьного компонента БУП и часов индивидуальных консультаций для увеличения часов по основной программе в проф. классах. «Обязательность» посещения факультативных занятий. «Обязательность» посещения факультативных занятий. «Вертикальность» элективных курсов «Вертикальность» элективных курсов Недостаток интегрированных, развивающих курсов. Недостаток интегрированных, развивающих курсов.
Основные приоритеты профильного обучения Признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования; Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;
Цели предпрофильной подготовки Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта «Концепция профильного обучения»
Базовая модель предпрофильной подготовки Учебная неделя Предметы по выбору-2ч. Консультирование-1ч. через неделю Информационная работа-1ч. Через неделю
Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве Приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве Деятельность направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы. Деятельность направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы.
Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки Информационная работа как «содержательное путешествие» по образовательной карте территории Разработка информационной «образовательной карты» Разработка информационной «образовательной карты» Определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети Определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети Разработка информационных носителей (сайты, буклеты, газеты, листовки, и т.п.) Разработка информационных носителей (сайты, буклеты, газеты, листовки, и т.п.)
ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
интегрированные - курсы межпредметного характера, например, - «Экскурсовод со знанием иностранного языка»; интегрированные - курсы межпредметного характера, например, - «Экскурсовод со знанием иностранного языка»; углубляющие - курсы, помогающие более глубоко освоить базовые предметы; курсы, выходящие за рамки школьных программ; углубляющие - курсы, помогающие более глубоко освоить базовые предметы; курсы, выходящие за рамки школьных программ; вспомогательные - курсы репетиторского характера, раскрывающие отдельные стороны, аспекты темы, проблемы материала базовых курсов; вспомогательные - курсы репетиторского характера, раскрывающие отдельные стороны, аспекты темы, проблемы материала базовых курсов;
развивающие - курсы, ориентированные на развитие творческих и интеллектуальных способностей, развивающие мышление ребенка, интегрирующие его знания, обеспечивающие применение знаний для решения практических задач, то есть курсы, формирующие компетентности учащихся, - например, «Основы исследовательской культуры». развивающие - курсы, ориентированные на развитие творческих и интеллектуальных способностей, развивающие мышление ребенка, интегрирующие его знания, обеспечивающие применение знаний для решения практических задач, то есть курсы, формирующие компетентности учащихся, - например, «Основы исследовательской культуры». пропедевтические - курсы ориентационного и опережающего характера, вводящие в проблематику предмета и отчасти выполняющие функцию предпрофильной ориентации (например, «Физика в твоем доме», «Химия в быту»); пропедевтические - курсы ориентационного и опережающего характера, вводящие в проблематику предмета и отчасти выполняющие функцию предпрофильной ориентации (например, «Физика в твоем доме», «Химия в быту»);
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке Предметно-ориентированные и межпредметные курсы, требования, предъявляемые к курсам: Избыточное количество Избыточное количество Вариативный характер Вариативный характер Краткосрочность Краткосрочность Оригинальное содержание Оригинальное содержание Деятельностный подход Деятельностный подход
Элективные курсы в профильной школе III ступени выполняют три основные функции: «надстройки» профильного курса, дополненный профильный курс становится углубленным; «надстройки» профильного курса, дополненный профильный курс становится углубленным; развивают содержание одного из базисных курсов, преподаваемого на минимальном уровне (например, для сдачи ЕГЭ); развивают содержание одного из базисных курсов, преподаваемого на минимальном уровне (например, для сдачи ЕГЭ); способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Нововведения в рамках предпрофильной подготовки Курсы по выбору предпрофильной подготовки НовыеНовые методы проведения итоговой аттестации Новые «Портфолио» Портфолио
Новые методы проведения итоговой аттестации По окончании IX класса сдают не менее 4- х экзаменов: По окончании IX класса сдают не менее 4- х экзаменов: Русский язык Русский язык Математика Математика Два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IX классе Два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IX классе Индивидуальная накопительная оценка – индивидуальный портфель учебных достижений Индивидуальная накопительная оценка – индивидуальный портфель учебных достижений
«Портфолио» «Портфолио» «портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений. «портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений.